Европейский кинематограф в представлении не нуждается. Многие из вас могли слышать о таких режиссерах, как: Фриц Ланс, Лукино Висконти, Педро Альмодовар, Ингмар Бергман, Ларс Фон Триер, Жан-Люк Годар и огромной плеяде других деятелей. Такие фильмы, как: «Лобстер» «Нимфоманка» «Седьмая печать» «Мужское – женское» «Четыреста ударов» «Метрополис» это произведения, постоянно входящие в списки лучших Европейских и мировых кинолент. Однако подобные работы и режиссеры спокойно соседствуют с более общедоступными и понятными: Стэнли Кубриком, Романом Полански, Альфредом Хичкоком и Серджо Леоне. Европейский кинематограф – это огромнейший культурный пласт, имеющий вес не только у себя на родине, но и во всем мире. Откуда взялась эта значимость, какие темы и вопросы поднимает кино Европы и в чем принципиальная разница между школами Европы и США, мы сегодня и разберемся.
ИСТОКИ
Свое начало современный Европейский кинематограф берет из немецкого экспрессионизма. Это такие работы, как: «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине, «Голем» Бёзе и Вегенера и «Носферату. Симфония ужаса» Фридриха Мурнау. Стилистическими особенностями считаются глубокие темные тона, игра теней, гротеск в декорациях и игре актеров, а также экстравагантные звуковые, операторские и монтажные приемы. Жанр развивался в условиях социально-экономического кризиса после Первой мировой, что особенно заметно по декорациям. Но даже в подобных условия немецким кинематографистам удалось обрести всемирную славу и расширить рамки кинематографа. А их работы оказали влияние и на другие виды искусства. Именно экспрессионизм показал, что кино может доносить не только информацию, но и эмоции на мета уровне.
Вторая волна революции европейского кинематографа пришлась на Францию. 1959 год. Канский кинофестиваль открывается фильмом «Четыреста ударов» дебютом Франсуа Трюффо. Молодой творец сразу же получает награду как лучший режиссер и тем самым меняет не только французский, но и мировой кинематограф. Картина повествует о подростке-бунтаре Антуане, который не в состоянии найти общий язык ни с родителями, ни с учителями. Бунтарским духом пропитана не только картина, но и подход к производству. Свободная камера, импровизация, живые уличные съемки. До того как стать режиссером, Трюффо был кинокритиком. Пресыщенный кинематографом того времени, наигранным, снимаемым в павильонах и просто «не живым». Франсуа решается на экспериментальный шаг, и все риски оправдываются. Его имя входит в число лучших кинематографистов, а «Четыреста ударов» открывают возможность творить многим современникам. Особенностями «Новой волны» стали уличные съемки, непрофессиональные, но при этом «живые» актерские работы, ручная камера и импровизация. Именно это направление повлияло на возникновение «Нового Голливуда», подарившего нам Мартина Скорсезе, Фэнсиса Форда Копполу, Вуди Аллена и многих других режиссеров.
ЭТИКА И ЭСТЕТИКА
В европейском кинематографе можно выделить ряд характерных особенностей.
Это прежде всего реализм происходящего. Нам часто демонстрируют двойственность как человека и его нутра, так и мест, где человек обитает. Архитектурные фасады в стиле барокко, готики и неоклассицизма, что скрывают за собой людские чувства, которые не всегда бывают настолько же возвышенными, как местные памятники культуры. Европейские режиссеры обнажают человеческую сущность и часто ставят зрителя в неудобное положение, поднимая темы, о которых не каждый осмелится заговорить. Это может быть исследование психологической природы человека, социальной роли, свободы мысли и поступков, сексуальность или же вовсе вопросы экзистенциального толка. Авторы не стесняются говорить о том, что нас окружает.
Вторая особенность - это роль режиссера, как творца. В Европе кино чаще всего авторское, хранящее в себе послание создателя и выражающее его эмоции и взгляд на мир. В отличие от Голливудского кинематографа, выдающего сугубо коммерческие и студийные продукты (хотя и тут встречаются исключения).
Третий аспект – эстетичный взгляд на мир. Европейские режиссеры показывают зрителям красоту через образы всемирного искусства и чаще всего обращают внимание на живопись, отсылая к великим мастерам этого дела. Но помимо этого, авторы обращаются к природе, нашим убеждениям и ассоциациям, связанным с ней. Они проводят аллегории и метафоры с помощью животных и растений, которые выработались у зрителя благодаря мифологии и всяческим преданиям. Либо и вовсе создают свои неповторимые образы.
И, конечно же, нельзя забывать о символизме в Европейских кинокартинах. Именно там авторы начали общаться со зрителем намеками и символами, помещая их как на внутрь кино, так и в процесс его создания через цветокор, монтаж и работу со звуком. Создавая глубину и заставляя смотрящего думать и анализировать.
Европа - это одно из самых духовно богатых мест. Богатое не только своей архитектурой, литературой, музыкой и живописью, но также кинематографом. Который, в свою очередь, подарил нам множество авторов, стилей и направлений развития. Говорящий со зрителем на своем необычном и необъяснимом, но красивом, страстном, завораживающем, неповторимом и незабываемом диалекте.
P.S. Фильмы, которые однозначно стоит посмотреть:
Кабинет доктора Калигари (1920)
Носферату. Симфония ужаса (1922)
Метрополис (1927)
Седьмая печать (1957)
Четыреста ударов (1959)
Хиросима, любовь моя (1959)
На последнем дыхании (1960)
Жюль и Джим (1962)