Найти в Дзене
Читающий Лингвист

НЕ ТОЛЬКО ВИНО ИЗ ОДУВАНЧИКОВ. МАЛАЯ ПРОЗА МАСТЕРА

Оглавление
Я больше никогда не слушал тех, кто насмехался над моим увлечением космическими полетами, цирками или гориллами. Если что-то подобное происходило, я забирал своих динозавров и выходил из комнаты.

Если можно было бы выбрать встречу с одним из знаменитых людей, сесть и побеседовать, пожать руку, увидеть в глазах, как в отражении космического скафандра весь вихрь идей, которыми обладал ОН, всю Вселенную слов и образов - без тени сомнения, этим человеком был бы Рэй Брэдбери.

Автор моей юности, с которым я отдыхала после долгих часов учебы, в летние каникулы, когда за окном нагревался асфальт, меня остужал лёгкий бриз его рассказов, неожиданных концовок, вдохновляющих идей мироздания, заключенных в бутылках вина с одуванчиками, что потом согревали меня долгими зимними вечерами, я буквально зажигалась под их сиянием. Это был истинный отдых души, словно автор тут, рядом, сидит в кресле-качалке и читает мне свои чудаковатые, но наполненные смыслами небольшие произведения. Образ Рэя Брэдбери - свободолюбивого, вечно молодого, улыбчивого писателя, человека. остается со мной до сих пор, и это яркое созвездие мира автора, в которых он обеспечил себе вечную жизнь. Автора нет на Земле уже 11 лет, но его мысли живы на бумаге, свежи, актуальны и отзываются в сердцах читателей и останутся ныне там.

-2

А мне сегодня хочется поговорить о малой прозе автора. Нетрудно догадаться, что известен он стал благодаря таким романам как Вино из одуванчиков, Марсианским хроникам и 451 градусу по Фаренгейту. Но все-таки, если быть объективным, карьере писателя Брэдбери обязан именно своей малой прозе. Именно о этом пути писателя - мастера короткой прозы автор говорит в одной из глав своей автобиографии - очеркам по писательству Дзен в искусстве написания книг, которую как оказалось, было правильным прочитать в последствии, после прочтения всей (почти) библиографии автора.

Писать автор начал в выпускном классе и по началу, как это бывает у многих начинающих писателей, он брал пример с свои любимых мастеров прозы. Как пишет об этом Рэй Дуглас:

В течении многих лет за одним плечом у меня стоял По, в за другим Уэллс, Эдгар Берроуз и почти все писали, публиковавшиеся в "Astounding" и "Weird Tales".

С тех самых пор прошло более двух лет мысленных скитаний и поиска своего "я", прежде чем на свет появился тот самый, обожаемый мной и действительно стоящий рассказ - Озеро.

Озеро (сборник Октябрьская страна)

-3

По сюжету главный герой истории Гарольд возвращается в родной городок, и мысленно возвращается в свое детство, которое он дни напролет проводил с девушкой по имени Тэлли, пока та не исчезла без вести. Спустя десятки лет, придя к озеру он становится свидетелем происшествия: один из детей на пляже находит труп девочки, которой и оказывается его возлюбленная детства. Это история невероятно трагична, но вместе с тем раскрывает тему забвения и детских воспоминаний, которые бывают настолько сильными, что держат человека в напряжении всю последующую жизнь.

После этого Брэдбери перешел к решительным действиям. Рассказ был напечатан в упомянутом выше журнале "Weird Tales" и у автора появились некие писательские ритуалы:

Но в те же годы я начал составлять длинные списки, куда вносил самые разные существительные, иногда – с определением. Именно эти списки в конечном итоге и подтолкнули меня к написанию моих лучших вещей. Я на ощупь искал путь к чему-то искреннему и честному, спрятанному под крышкой люка у меня в голове.

Только прочувствуйте глубину и прелесть одного из таких списков:

-4

Не стоит забывать, что именно темная проза Эдгара Аллана По во многом отразилась на раннем творчестве Брэдбери: часть рассказов имеет готический стиль, в них есть мрачны посылы, раскрывается тема смерти, загадок, осени, имеются отсылки к Хэллоуину, поэтому многие читатели берутся за прозу автора в преддверии этого праздника или в период глубокой осени:

Я слушал гудки полуночных поездов, мчащихся по пространствам северного Иллинойса, и это были поезда смерти, похоронные поезда, уносящие моих любимых на какой-то далёкий погост.

Толпа (сборник Октябрьская страна)

-5

В пятнадцатилетнем возрасте автор стал свидетелем страшной аварии, и через некоторое время задался вопросом "когда происходит нечто ужасное, как толпа людей умудряется собраться даже в самом пустынном месте?" и "какую опасность может нести эта толпа?". В рассказе мы попадаем в голову того, кто стал жертвой аварии, и это по настоящему животрепещущая, сгущающая кровь история.

В творчестве автора всегда видится вера в свои идеи, именно поэтому они не просто трёхмерны, но в них чувствуется та самая "пятая стена", а точнее окно, сквозь которое нам видится удивительный мир авторской фантазии:

Безусловно, теперь мы видим - ведь правда видим, - что личные наблюдения, странные фантазии, причудливые идеи в конечном итоге приносят плоды.

Сам автор признается, что тематически творчество его поделено на три основных темы - космическая, мрачная и та самая, тема Вина из одуванчиков, что отправляет нас в детство и волнами подбирается к зобу, когда мы вспоминаем свои детские годы:

Мой список был вовсе не маленький, и он привел меня в страну Вина из одуванчиков и помог перенести страну Вина из одуванчиков на Марс, откуда я отрикошетил обратно в страну тёмного вина, в которую ночной поезд мистера Мрака прибывает задолго перед рассветом.

В своей небольшой автобиографии автор отдаёт дань цирковому искусству. Но мало кто знает, что именно цирк, как ни странно, стал толчком к тому, что авторский багаж пополнился фантастическим направлением - автор начал писать о космосе. Это случилось, когда Рэй познакомился с Мистером Электрико - чудом цирка, что каждый день садился на эклектический стул и сквозь него проходили миллиарды вольт чистой голубой шипящей энергии. Идея вечной жизни, заложенной Мистером Электрико Брэдбери была понята как бесконечное перерождение человека, расщепление на триллионы космических осколков и их воссоединение в образах других людей, других времен:

Пару недель спустя я начал писать свои первые рассказы о планете Марс. И с той поры так и не остановился.

Космонавт (сборник Человек в картинках)

-6

История о семье, в которой отец - космонавт, который отправляется на долгие командировки на планетарные расстояния. И каждый раз мальчик провожая отца верит, что тот вернется, а жена, мать мальчика загодя хоронит мужа. И каждый раз она твердит, что если он погибнет на Марсе, она перестанет смотреть на него, если на Сатурне - значит на Сатурн. Но то, что происходит шокирует читателя наповал в самом конце. Удивительная история о космосе, но понятная всем жителям Земли.

В 1953 году писателю удалось стать сценаристом фильма Моби Дик. Это стало новым шагом и в творчестве автора. К По и другим авторам готической прозы детства присоединились Мелвилл и Жюль Верн. Тогда автор стал выходить за рамки привычных ему образов родного штата и людей, проживающих в нём. Последующие поездки в Мексику и Ирландию помогли добавить в рассказы местный колорит. Так родился еще один любимый мной рассказ Следующий.

Следующий (сборник Октябрьская страна)

-7

Один из моих любимых рассказов, на написание которого автора натолкнула поездка в Мексику. Пара приезжает в местную достопримечательность и хочет посетить местные катакомбы. Шокирующие подробности и местные легенды оказываются для этой пары ужасом наяву. Я была в шоке от этого рассказа, максимально мрачный, неожиданный и такой, Эль диа де Муэртос во всех красках.

Еще несколько знаковых рассказов, которые, на мой взгляд, достойны вашего внимания:

Рассказ о любви (сборник Далеко за полночь)

-8

Прелестный, чудесный рассказ о невозможной любви. Этот тот самый момент, когда души должны были обрести друг друга, и оба это понимают, но физически не могут быть вместе ввиду обстоятельств. Это школьный рассказ, главные герои которого - молодая учительница и ее ученик. Светлая история с большой моральной составляющей. Тот самый вид рассказов писателя - реализм, закупоренный в бутылки из под вина из одуванчиков.

Чудесный костюм цвета сливочного мороженого (сборник Лекарство от меланхолии)

-9

Что, если бы на свете существовал тот самый, идеально сидящий на теле костюм, что привлекал бы женщин, помогал устроиться на работу и просто помочь исправить ошибки жизни? Такой потрясающий костюм цвета сливочного мороженного появляется и у группы друзей и надевают они его по очереди и идут на пути к своей судьбе. А мы наблюдаем за этим с замиранием сердца. Увлекательно, нежно, вкусно!

-10

Все, что необходимо знать читателю, открывающему любой рассказ Рэя Брэдбери, так это то, что любой из них, рожденный в его голове, определённо точно прожигал себе путь, поселялся в самой плодородной почве авторского поля, находил себе выход, рождался, прорываясь через плоть словно бабочка через броню кокона.

Половина моих рассказов состоит из погибельных истин, которые я прозревал тёмной полночью, наполовину - из спасительных истин, которые я заново обретал на следующий день.

Так сложно и просто одновременно писать о любимых авторах и книгах, потому что над тобой постоянно тяготеет мысль о том, что ты не рассказал достаточно полно, недостаточно хорошо, поэтому все что вы услышите от меня - ЧИТАЙТЕ, ради этого создаются подобные статьи.

А еще создаются такие рассказы как мой. Вернусь к началу статьи, где за плечами Брэдбери с пишущей машинкой стояли его любимые писатели. Когда я писала рассказ Аттракцион памяти, за моей спиной стоял ОН - сам Рэй Дуглас Брэдбери. Это то, что нужно знать.

Я не особо задумывался о своём пути в жизни, я просто жил, что-то делал, и понимание, что это такое и кто я такой, приходило, только когда все уже было сделано.

Все цитаты, приведённые в этой статье были взяты из книги Дзен в искусстве написания книг Р.Брэдбери. Эта книга - кладезь для тех, кто хочет лучше знать творчество автора и перенять часть его писательских инсайтов на свою жизнь.

-11

Как вы относитесь к творчеству Рэя Бредбери?

Полезна ли вам была эта статья?

А пока, хочется попросить вас поставить мне лайк 💘. Это здорово подбадривает меня писать новые статьи и искать для вас идеи для подборок классных книг)

До новых встреч,

Ваш,

Читающий Лингвист