Я больше никогда не слушал тех, кто насмехался над моим увлечением космическими полетами, цирками или гориллами. Если что-то подобное происходило, я забирал своих динозавров и выходил из комнаты.
Если можно было бы выбрать встречу с одним из знаменитых людей, сесть и побеседовать, пожать руку, увидеть в глазах, как в отражении космического скафандра весь вихрь идей, которыми обладал ОН, всю Вселенную слов и образов - без тени сомнения, этим человеком был бы Рэй Брэдбери.
Автор моей юности, с которым я отдыхала после долгих часов учебы, в летние каникулы, когда за окном нагревался асфальт, меня остужал лёгкий бриз его рассказов, неожиданных концовок, вдохновляющих идей мироздания, заключенных в бутылках вина с одуванчиками, что потом согревали меня долгими зимними вечерами, я буквально зажигалась под их сиянием. Это был истинный отдых души, словно автор тут, рядом, сидит в кресле-качалке и читает мне свои чудаковатые, но наполненные смыслами небольшие произведения. Образ Рэя Брэдбери - свободолюбивого, вечно молодого, улыбчивого писателя, человека. остается со мной до сих пор, и это яркое созвездие мира автора, в которых он обеспечил себе вечную жизнь. Автора нет на Земле уже 11 лет, но его мысли живы на бумаге, свежи, актуальны и отзываются в сердцах читателей и останутся ныне там.
А мне сегодня хочется поговорить о малой прозе автора. Нетрудно догадаться, что известен он стал благодаря таким романам как Вино из одуванчиков, Марсианским хроникам и 451 градусу по Фаренгейту. Но все-таки, если быть объективным, карьере писателя Брэдбери обязан именно своей малой прозе. Именно о этом пути писателя - мастера короткой прозы автор говорит в одной из глав своей автобиографии - очеркам по писательству Дзен в искусстве написания книг, которую как оказалось, было правильным прочитать в последствии, после прочтения всей (почти) библиографии автора.
Писать автор начал в выпускном классе и по началу, как это бывает у многих начинающих писателей, он брал пример с свои любимых мастеров прозы. Как пишет об этом Рэй Дуглас:
В течении многих лет за одним плечом у меня стоял По, в за другим Уэллс, Эдгар Берроуз и почти все писали, публиковавшиеся в "Astounding" и "Weird Tales".
С тех самых пор прошло более двух лет мысленных скитаний и поиска своего "я", прежде чем на свет появился тот самый, обожаемый мной и действительно стоящий рассказ - Озеро.
Озеро (сборник Октябрьская страна)
По сюжету главный герой истории Гарольд возвращается в родной городок, и мысленно возвращается в свое детство, которое он дни напролет проводил с девушкой по имени Тэлли, пока та не исчезла без вести. Спустя десятки лет, придя к озеру он становится свидетелем происшествия: один из детей на пляже находит труп девочки, которой и оказывается его возлюбленная детства. Это история невероятно трагична, но вместе с тем раскрывает тему забвения и детских воспоминаний, которые бывают настолько сильными, что держат человека в напряжении всю последующую жизнь.
После этого Брэдбери перешел к решительным действиям. Рассказ был напечатан в упомянутом выше журнале "Weird Tales" и у автора появились некие писательские ритуалы:
Но в те же годы я начал составлять длинные списки, куда вносил самые разные существительные, иногда – с определением. Именно эти списки в конечном итоге и подтолкнули меня к написанию моих лучших вещей. Я на ощупь искал путь к чему-то искреннему и честному, спрятанному под крышкой люка у меня в голове.
Только прочувствуйте глубину и прелесть одного из таких списков:
Не стоит забывать, что именно темная проза Эдгара Аллана По во многом отразилась на раннем творчестве Брэдбери: часть рассказов имеет готический стиль, в них есть мрачны посылы, раскрывается тема смерти, загадок, осени, имеются отсылки к Хэллоуину, поэтому многие читатели берутся за прозу автора в преддверии этого праздника или в период глубокой осени:
Я слушал гудки полуночных поездов, мчащихся по пространствам северного Иллинойса, и это были поезда смерти, похоронные поезда, уносящие моих любимых на какой-то далёкий погост.
Толпа (сборник Октябрьская страна)
В пятнадцатилетнем возрасте автор стал свидетелем страшной аварии, и через некоторое время задался вопросом "когда происходит нечто ужасное, как толпа людей умудряется собраться даже в самом пустынном месте?" и "какую опасность может нести эта толпа?". В рассказе мы попадаем в голову того, кто стал жертвой аварии, и это по настоящему животрепещущая, сгущающая кровь история.
В творчестве автора всегда видится вера в свои идеи, именно поэтому они не просто трёхмерны, но в них чувствуется та самая "пятая стена", а точнее окно, сквозь которое нам видится удивительный мир авторской фантазии:
Безусловно, теперь мы видим - ведь правда видим, - что личные наблюдения, странные фантазии, причудливые идеи в конечном итоге приносят плоды.
Сам автор признается, что тематически творчество его поделено на три основных темы - космическая, мрачная и та самая, тема Вина из одуванчиков, что отправляет нас в детство и волнами подбирается к зобу, когда мы вспоминаем свои детские годы:
Мой список был вовсе не маленький, и он привел меня в страну Вина из одуванчиков и помог перенести страну Вина из одуванчиков на Марс, откуда я отрикошетил обратно в страну тёмного вина, в которую ночной поезд мистера Мрака прибывает задолго перед рассветом.
В своей небольшой автобиографии автор отдаёт дань цирковому искусству. Но мало кто знает, что именно цирк, как ни странно, стал толчком к тому, что авторский багаж пополнился фантастическим направлением - автор начал писать о космосе. Это случилось, когда Рэй познакомился с Мистером Электрико - чудом цирка, что каждый день садился на эклектический стул и сквозь него проходили миллиарды вольт чистой голубой шипящей энергии. Идея вечной жизни, заложенной Мистером Электрико Брэдбери была понята как бесконечное перерождение человека, расщепление на триллионы космических осколков и их воссоединение в образах других людей, других времен:
Пару недель спустя я начал писать свои первые рассказы о планете Марс. И с той поры так и не остановился.
Космонавт (сборник Человек в картинках)
История о семье, в которой отец - космонавт, который отправляется на долгие командировки на планетарные расстояния. И каждый раз мальчик провожая отца верит, что тот вернется, а жена, мать мальчика загодя хоронит мужа. И каждый раз она твердит, что если он погибнет на Марсе, она перестанет смотреть на него, если на Сатурне - значит на Сатурн. Но то, что происходит шокирует читателя наповал в самом конце. Удивительная история о космосе, но понятная всем жителям Земли.
В 1953 году писателю удалось стать сценаристом фильма Моби Дик. Это стало новым шагом и в творчестве автора. К По и другим авторам готической прозы детства присоединились Мелвилл и Жюль Верн. Тогда автор стал выходить за рамки привычных ему образов родного штата и людей, проживающих в нём. Последующие поездки в Мексику и Ирландию помогли добавить в рассказы местный колорит. Так родился еще один любимый мной рассказ Следующий.
Следующий (сборник Октябрьская страна)
Один из моих любимых рассказов, на написание которого автора натолкнула поездка в Мексику. Пара приезжает в местную достопримечательность и хочет посетить местные катакомбы. Шокирующие подробности и местные легенды оказываются для этой пары ужасом наяву. Я была в шоке от этого рассказа, максимально мрачный, неожиданный и такой, Эль диа де Муэртос во всех красках.
Еще несколько знаковых рассказов, которые, на мой взгляд, достойны вашего внимания:
Рассказ о любви (сборник Далеко за полночь)
Прелестный, чудесный рассказ о невозможной любви. Этот тот самый момент, когда души должны были обрести друг друга, и оба это понимают, но физически не могут быть вместе ввиду обстоятельств. Это школьный рассказ, главные герои которого - молодая учительница и ее ученик. Светлая история с большой моральной составляющей. Тот самый вид рассказов писателя - реализм, закупоренный в бутылки из под вина из одуванчиков.
Чудесный костюм цвета сливочного мороженого (сборник Лекарство от меланхолии)
Что, если бы на свете существовал тот самый, идеально сидящий на теле костюм, что привлекал бы женщин, помогал устроиться на работу и просто помочь исправить ошибки жизни? Такой потрясающий костюм цвета сливочного мороженного появляется и у группы друзей и надевают они его по очереди и идут на пути к своей судьбе. А мы наблюдаем за этим с замиранием сердца. Увлекательно, нежно, вкусно!
Все, что необходимо знать читателю, открывающему любой рассказ Рэя Брэдбери, так это то, что любой из них, рожденный в его голове, определённо точно прожигал себе путь, поселялся в самой плодородной почве авторского поля, находил себе выход, рождался, прорываясь через плоть словно бабочка через броню кокона.
Половина моих рассказов состоит из погибельных истин, которые я прозревал тёмной полночью, наполовину - из спасительных истин, которые я заново обретал на следующий день.
Так сложно и просто одновременно писать о любимых авторах и книгах, потому что над тобой постоянно тяготеет мысль о том, что ты не рассказал достаточно полно, недостаточно хорошо, поэтому все что вы услышите от меня - ЧИТАЙТЕ, ради этого создаются подобные статьи.
А еще создаются такие рассказы как мой. Вернусь к началу статьи, где за плечами Брэдбери с пишущей машинкой стояли его любимые писатели. Когда я писала рассказ Аттракцион памяти, за моей спиной стоял ОН - сам Рэй Дуглас Брэдбери. Это то, что нужно знать.
Я не особо задумывался о своём пути в жизни, я просто жил, что-то делал, и понимание, что это такое и кто я такой, приходило, только когда все уже было сделано.
Все цитаты, приведённые в этой статье были взяты из книги Дзен в искусстве написания книг Р.Брэдбери. Эта книга - кладезь для тех, кто хочет лучше знать творчество автора и перенять часть его писательских инсайтов на свою жизнь.
Как вы относитесь к творчеству Рэя Бредбери?
Полезна ли вам была эта статья?
А пока, хочется попросить вас поставить мне лайк 💘. Это здорово подбадривает меня писать новые статьи и искать для вас идеи для подборок классных книг)