Старые боевые машины — они как люди. У каждой свой путь, своя уникальная судьба. Причём подчас настолько невероятная, что копаться в личной истории даже интереснее, чем изучать летопись семейства в целом. Один из таких удивительных экспонатов представлен в подмосковном Музее отечественной военной истории.
Во-первых, эта «тридцатьчетвёрка» на бодром ходу — регулярно выезжает на парады, впечатляя публику раскатистым рокотом дизеля, грохотом гусениц и клубами сизого дыма. Для нашей страны подобное зрелище, увы, редкость — «живых» Т-34, несмотря на культовый статус модели, осталось крайне мало.
Об активной эксплуатации советского среднего танка говорят характерные маслянистые и сажевые следы на кормовом бронелисте под выпускными патрубками двигателя.
Во-вторых, эта машина вовсе не та, чем кажется. Сохранившийся на корпусе серийный номер подсказал экспертам, что музейщики имеют дело с экземпляром завода номер 183 из Нижнего Тагила. И, по архивным документам, в 1944 году танк покинул предприятие в конфигурации Т-34-85!
Однако после войны «тридцатьчетвёрка» оказалась в Польше. Причём, видимо, уже без родной башни. Поэтому местные реставраторы решили изготовить на имеющейся под рукой основе Т-34-76 образца второй половины 1943-го — начала 1944 года.
Для этого капитально переварили верхний бронелист корпуса, устранив типичные признаки Т-34-85.
Подрезали капоты моторно-трансмиссионного отделения, применив довольно корявые заплатки (к счастью, со стороны их почти не видно).
И, конечно, подобрали подходящую башню-«гайку» с 76,2-мм орудием Ф-34.
Башня, кстати, тоже повоевавшая, о чём говорит отчётливый след рикошета снаряда по левому борту у пистолетной амбразуры.
Из других особенностей — командирская башенка. Плюс музейные работники наглядно показали войсковой способ повышения защиты танка посредством запасных гусеничных траков.
По корпусу тоже есть любопытные детали. К примеру, именно так должна выглядеть маска пулемёта ДТ на Т-34 военного выпуска — с прицельным отверстием малого диаметра. На модернизированных после Великой Отечественной машинах оно существенно больше.
В ходовой части использовали ажурные обрезиненные катки. И обратите внимание на гусеницы.
На траках закреплены пластины, призванные хоть немного сберечь асфальт.
Это уже современное изобретение для той самой знаменитой партии парадных Т-34 из Лаоса.
Образец изящной укладки ЗИП на надгусеничных полках.
Внутрь танка забираюсь через башню. Экипаж Т-34-76, напомню, состоял из четырёх человек. Справа расположен люк заряжающего, слева — командира. На передней створке установлен перископический прибор наблюдения МК-4. На этой машине применили оптику 1981 года выпуска.
Вид через люк заряжающего на боевое отделение. Поворотного пола у башни Т-34 нет, шагать приходится прямо по снарядным ящикам. Красным цветом обозначен стопор походного положения.
А так выглядит боевое отделение через люк механика-водителя. Хорошо заметны откидные стульчики командира и заряжающего, закреплённые на башне и способные вращаться вместе с ней.
Обычно машины из коллекции Музея отечественной военной истории отличаются образцовой детализацией. Но в этом Т-34 внутреннее оборудование ещё только предстоит восстановить, отчего танк кажется светлым и просторным.
В частности, боеукладка выстрелов показана, а спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт ДТ демонтирован.
Телескопического и перископического прицелов тоже не хватает.
И вентилятора на месте нет, корпус пуст.
Впрочем, дело это наживное. Зная таланты и возможности мастеров из Падиково, можно не сомневаться, что через какое-то время интерьер «тридцатьчетвёрки» доведут до близкого к идеальному состояния. Восстановление подачи электропитания в башню уже в процессе.
И даже сейчас некоторые нюансы позднего Т-34-76 проступают очень наглядно. В первую очередь, на рабочем месте командира.
До сих пор не понимаю, как нашим дедам удавалось эффективно сражаться, совмещая руководство боем с прицельной стрельбой. Соорудили вот конструкторы в 1943 году командирскую башенку с круговым обзором — штука, безусловно, полезная, отчасти сняла проблему слепоты.
Но командирские органы управления организованы так, что ты либо наблюдаешь за окружающей местностью, либо возишься с башней и орудием в роли наводчика. Одновременно это делать не получится.
Можно разве что бросить беглый взгляд на левый борт через смотровую щель, оторвав на секунду взгляд от прицелов.
Переползаю в переднюю часть танка — в отделение управления. Так выглядит рабочее место механика-водителя. Стальные рычаги, разлапистые педали, минимальный набор контрольных приборов — стандартный антураж «тридцатьчетвёрки».
Справа — позиция стрелка-радиста. Видны пулемёт Дегтярёва, выключатель «массы», плафон освещения, а вот радиостанция отсутствует, хотя снаружи антенна есть.
В ногах стрелка — аварийный люк.
Вот таким получился «польский» Т-34-76, который переродился из Т-34-85. Впереди ещё внушительный объём реставрационных работ, но уже сейчас внутри танка ощущается совершенно особенная атмосфера, какая бывает только в той исторической технике, что способна даже спустя много лет передвигаться своим ходом.