Помнится, 5 апреля 2002 года в Санкт-Петербурге закрылся Центральный междугородный переговорный пункт. А спустя какое-то время эти точки дальней телефонной связи почти перестали существовать по всей стране. Сегодня их можно встретить разве что в некоторых казённых учреждениях.
Поскольку такая привычная вещь уже стала диковинкой, мы решили вспомнить, как работали междугородные телефонные пункты. И заодно — как уходила их эпоха. Если у вас остались о них яркие воспоминания — поделитесь в комментариях.
Как работала междугородная телефонная связь в СССР
Помните? Чтобы поговорить с кем-то, живущим на территории Советского Союза, гражданин должен был прийти на пункт междугородной телефонной связи и заказать разговор. При этом услугу он должен был оплатить заранее. Обговаривалось точное количество минут, которое было отведено на беседу.
Процесс выглядел так:
- Сначала следовало подать заявку на междугородный разговор диспетчеру. Иногда для этого приходилось постоять в очереди.
- После того как человек оплачивал предстоящий звонок, он должен был ждать, когда его пригласят в кабинку.
- После вызова нужно было зайти в одну из пронумерованных телефонных будок и постараться успеть сказать всё нужное за оплаченное время.
Связь в те времена была ужасной. Чтобы услышать собеседника, приходилось закрывать одно ухо рукой, потому что все вокруг кричали и разобрать что-то было невозможно. А кричать человек был вынужден потому, что его почти не слышал собеседник.
Ещё на нервы говорящему всегда действовали люди, стоящие рядом с кабинкой и ждущие своей очереди.
Кстати, существовала опция, когда междугородный разговор оплачивал тот, кому звонили. И иногда это могло даже стать для него сюрпризом.
Позже стало возможным звонить по межгороду с домашнего телефона. Для этого нужно было набрать цифру (8 или 9) и ждать ответа оператора. Иногда не удавалось даже связаться с последним — все время было занято. Если же заказ был подтвержден, то ответа второго абонента тоже часто приходилось долго ждать.
Междугородная связь по таксофону
Прогресс не стоит на месте, и в 90х на смену уличным телефонам на жетонах пришли таксофоны с вполне комфортным межгородом. Звонить с них можно было с помощью специальных карточек. Причём звонки проходили и внутри города, что было достаточно дешево, и в другие населенные пункты. Второе стоило уже намного дороже. Зато дозвониться было гораздо проще, чем из переговорного пункта.
При желании можно было позвонить даже за границу. Таблицы с кодами стран висели прямо в таксофонных будках. Однако деньги с карты «съедались» практически мгновенно.
Эра мобильных телефонов и интернета
Появление мобильных телефонов существенно упростило связь между людьми, хотя сначала связь была дорогой. Настолько, что это обеспечило еще пару десятков лет жизни таксофонов. Но совершенствовались и сами гаджеты, и способы передачи информации.
Со временем цена на мобильные переговоры внутри России стала такой, что общаться с человеком, живущим в любом конце страны, оказалось не дороже, чем отправлять письма.
А когда появились смартфоны и интернет с мессенджерами, канула в Лету сама концепция звонков из какой-то фиксированной точки.
Точная дата исчезновения последнего пункта неизвестна. Быть может, где-то на просторах России ещё и есть действующее отделение телеграфа с переговорным пунктом. Но даже в этом случае там, скорее всего, уже оказывают услуги видеосвязи.
Если наш рассказ был для вас интересен — поставьте лайк и подпишитесь на наш канал. Нам есть еще много о чём рассказать вам по старой памяти.