Найти тему

Пиши, сокращай! 25 полезных советов из книги Максима Ильяхова

Оглавление

После выхода книги Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай!» мир диджитал разделился на ее пропагандистов и хейтеров. Одни считали, что она рушит привычные устои и портит текст, а другие наконец-то нашли аргументированное подтверждение своим мыслям. В книге есть полезные советы и авторское видение, не всегда совпадающее с реальностью. В этой статье собрали для вас 25 рекомендаций от Ильяхова и Сарычевой, которые точно помогут улучшить текст.

О словах

1. О вводных словах и словосочетаниях

Безжалостно их удаляйте. Вводные слова не несут смысла. Если мы их уберем, смысл не потеряется, а читать станет легче.

❌Конечно, на сегодняшний день каждая мама желает своему ребенку лучшего.

✅Каждая мама желает ребенку лучшего.

Убрав «конечно», мы ничего не теряем. Это слово не усилит мысль, так как для усиления нужны факты и доказательства. Кстати (это тоже стоп-слово😊), мы убрали и словосочетание «на сегодняшний день», так как, по мнению авторов книги, настоящее время подчеркивать не нужно, если мы не описываем исторические периоды.

-2

Примеры вводных стоп-слов и словосочетаний

  • Безусловно
  • В общем
  • В сущности
  • Вероятно
  • Вообще-то
  • Главное
  • Естественно
  • Казалось бы
  • Как видите
  • Как говорится
  • Как известно
  • Кроме того
  • Кстати
  • На самом деле
  • Наконец
  • Наоборот
  • Например
  • Несомненно
  • Однако
  • Очевидно
  • По правде говоря
  • Помимо этого
  • Прямо скажем
  • Разумеется
  • С точки зрения
  • Скорее
  • Следовательно
  • Соответственно
  • Таким образом
  • Точнее

2. Об оценке

Оценочные слова – это субъективно, абстракция для читателя, им не верят. Если хотите убедить, доказывайте фактами, заменяйте на конкретику.

-3

Просто удалить оценочное прилагательное не получится, потеряется логика, поэтому и нужны факты.

-4

Примеры оценочных слов

  • Актуальный
  • Аппетитный
  • Аутентичный
  • Безупречный
  • Большой
  • Быстрый
  • Важный
  • Вкусный
  • Высокий
  • Динамичный
  • Длительный
  • Долгий
  • Значительный
  • Идеальный
  • Известный
  • Инновационный
  • Качественный
  • Квалифицированный
  • Компетентный
  • Лучший
  • Мгновенный
  • Надежный
  • Ответственный
  • Превосходный
  • Прекрасный
  • Профессиональный
  • Современный
  • Уникальный
  • Широкий
  • Эксклюзивный
  • Эффективный

3. О штампах и клише

Штампы и клише – это всем знакомые фразы, не несущие серьезной смысловой нагрузки (каждый встречный, динамично развивающаяся компания и т. п.). Предложение становится длиннее, а мысль остается той же. Читателю станет скучно, он потеряет интерес и уйдет к конкурентам. Удаляйте их из текста или заменяйте менее объемными фразами и словами. К этой группе также относятся канцеляризмы, которые усложняют восприятие.

-5

4. О заменах глаголов

Рассказывая об этой проблеме, авторы сравнивают натюрморт и фильм. Если в тексте много действий, динамики, мы представляем подвижную картинку, фильм, за которым интересно следить. Если в тексте почти нет движения, перед нами рисуется застывшая картинка, натюрморт. Действия – это глаголы. Меняйте отглагольные части речи, причастия и деепричастия на глаголы или удаляйте их при сохранении смысла.

-6

5. О терминах

Избегайте терминов и сложных слов там, где они не нужны. Написать о простом сложным языком легко, но написать легко о сложном может только профессионал. Эта мысль подробно раскрывается в книге, чтобы все не пересказывать, скажем кратко: используйте термины только для профессионалов.

-7

6. О приоритете смысла над словом

Что лучше выбрать: изящный, элегантный или изысканный? Нет смысла тратить время на эти размышления, если все три слова абстрактные и не несут смысла. Платье, как у Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани» – эта фраза рисует конкретную картинку, читатель сам решит, каким словом его называть: изящным, элегантным или изысканным. Не думайте о словах, думайте о смысле, который они несут.

О предложениях

7. О длинных предложениях

Прочитайте текст вслух. Если вам не хватает воздуха, чтобы дочитать до конца, предложение длинное – разбивайте на несколько.

-8

8. О мыслях в предложении

Одно предложение – одна мысль. Иногда можно две, если вы уверены, что читателю будет комфортно. Если мыслей больше, подготовьте его к этому, добавив обобщение.

-9

9. О парных тире и запятых

Если вы видите парные тире и запятые, особенно ближе к началу предложения, перечитайте внимательно. Это могут быть вводные стоп-слова, о которых мы писали в первом блоке.

10. О сложноподчиненных предложениях

Если в тексте есть сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными частями, оставьте одну, остальные удалите или вынесите отдельно.

-10

11. О скобках

Если в предложении есть слова в скобках, их нужно раскрыть или убрать. Мы не читаем то, что идет в скобках. Если это неважно и автору, то зачем об этом писать? А если важно, зачем давать в скобках, если никто не прочитает?

-11

12. О сильных подлежащих и сказуемых

Сильное подлежащее то, которое может действовать. Уборка, вывоз, строительство не могут, а мама, водитель, строитель могут.

Сильное сказуемое – это действие, которое можно представить. Обеспечит, предполагает, имеется – это отвлеченно, слабо, а убирает, продает, хранит – это конкретное действие, которое легко изобразить.

13. Об упрощении союзов и союзных слов

Если можно убрать лишний подчинительный союз, связки с глаголами, объясняющими мысль или вводящими прямую речь, убирайте.

-12

О фактах

14. О правде

Не используйте непроверенные утверждения. Каждое слово, цифра и вывод должны быть подтверждены доказательством, не нужно писать водянистую воду, выдавая ее за неоспоримое утверждение.

-13

15. О понятности

Факты – это хорошо, но они должны быть понятными. Переводите цифры и факты на язык пользователя: уровень шума техники можно сопоставить с привычными звуками (шелестом листьев, тиканьем часов, громким разговором и т. д.), размеры – с габаритами привычных объектов (спичечным коробком, листом A4, 17-этажным зданием и т. п.).

-14

О структуре

16. О структуре абзаца

Первое предложение должно привлекать. Можно выбрать один из двух приемов: дать главную мысль абзаца или начать с чего-то необычного, неожиданного, интригующего. Если информация была сложная, последнее предложение используйте для вывода, расскажите, что читателю делать с новыми знаниями. Все, что не относится к смыслу первого предложения, нужно убирать из абзаца и переносить в другой.

17. О структуре текста

Одно предложение – одна мысль, один абзац – одна тема, один модуль – завершенный текст. Модулем Сарычева и Ильяхов называют блок от одного подзаголовка до другого. По мнению авторов, если статья правильно разделена на абзацы и подзаголовки, то даже без заголовков по первым предложениям абзаца должна быть понятна структура и прослеживаться логика. У каждого текста должна быть цель, на ее основе и выстраивается структура, то есть каким образом мы идем к цели, чтобы по дороге не уйти с прямого пути в сторону.

18. О вступлении

Можно использовать четыре приема: погружение в тему, актуализация знаний, создание интереса и/или формирование доверия. Мы сознательно написали союзы через слэш, так как для сильного текста достаточно и одного приема, но, если умело использовать все четыре, результат будет лучше.

Вступление важно, но не тратьте на него много времени. Если текст интересный и структурированный, можно обойтись без вступления.

19. О заключении

Его задача – подвести итог, помочь сложить целостную картинку. Подбирайте прием в зависимости от своего текста:

  • шпаргалка, памятка или совет помогут запомнить содержание;
  • инструкция расскажет, как воспользоваться полученной информацией;
  • чек-лист или руководство станут подарком, который читатель может забрать с собой;
  • размышления позволят представить, как главная мысль статьи отразится на жизни героя истории или читателя;
  • цитата, интересная мысль или афоризм могут показать более глубокую мысль статьи.

О продажах

20. О том, что крутой текст не гарантирует продажи

Текст влияет на продажи, но сам не продает. Продукт должен быть полезным, быть в наличии, удовлетворять потребность пользователя, стоить разумные деньги и т. п.

21. Об иллюстрациях

Картинки, инфографика, видео и другие иллюстрации сильнее текста. Покажите товар в работе, опубликуйте портфолио, продемонстрируйте комплектацию на фото. В картинки и видео верят больше, чем в текст, поэтому всегда добавляйте визуал.

22. О вреде и пользе

Люди покупают, чтобы товар принес им пользу или избавил от вреда. Стиральная машина – экономит время и дает чистые вещи. Гель-пенка от акне избавляет от прыщей. Об этом нужно говорить, а не скрывать. В тексте должен быть ответ на вопрос «Чем вы полезны покупателю».

23. О примерах

Истории и конкретные примеры продают лучше. Подробно о сторителлинге можно почитать в нашем блоге.

-15
-16

24. О продающих текстах

Нет продающего типа текста, весь контент продающий. Нет смысла использовать особые техники, НЛП и прочее, достаточно говорить честно, уважительно и спокойно. Все должно продавать: контент, сайт, инструкция, менеджер.

25. О пяти приемах сильного текста

Сарычева и Ильяхов вывели пять правил-приемов, которые помогут написать сильный текст: простые слова, польза для клиента, детали и сценарии, доказательства, уважение и забота.

-17

5 приемов написания сильного текста

  1. Простые слова
  2. Польза для клиента
  3. Детали и сценарии
  4. Доказательства
  5. Уважение и забота

Заключение

Мы перечислили самые полезные и практико-ориентированные советы из «Пиши, сокращай!», которые помогут улучшить качество текстов. В книге рекомендаций больше. Если захотите прочитать ее сами, во время чтения держите в голове фразу авторов: «Никогда не жертвуйте содержанием ради формы». Не избавляйтесь от слова «документ», если пишете про бухгалтерию, не отказывайтесь от слова «специалист», если текст предназначен для института, не убирайте скобки, если используете их сознательно. Мы в «Поисковой индустрии» уверены, что теория должна подкрепляться практикой и работать на рост продаж, правила – это только ориентир, именно поэтому мы не используем шаблонные стратегии, а разрабатываем их под конкретного клиента. Хотите узнать, что мы можем предложить вашему бизнесу для роста продаж? Напишите нам в чате.

-18

Хобби
3,2 млн интересуются