Найти в Дзене

История ничему не учит: у России снова "снарядный голод" как в 1915 году?

С середины апреля и до сих пор в средствах массовой информации муссируется тема "снарядного голода" на примере одной всем известной ЧВК, восьмой месяц ведущей штурм с 10-30% нужных от потребностей боеприпасов города, названного в честь одного из видных большевиков - товарища Артёма, который являлся не только другом Иосифа Виссарионовича Сталина, но и был на достаточно короткое по историческим меркам время руководителей Донецко-Криворожской Республики (ДКР), созданной в феврале 1918 г. Создание ДКР - это политическая хитрость "не от хорошей жизни", позволившая не отдавать Донбасс немцам по "похабному" Брестскому миру, переговоры с которыми о мире шли полным ходом. Мол, ДКР - это отдельное, независимое государство - чего ж вы хотите? Так вот, возвращаясь к Пригожину и ЧВК "Вагнер" и ситуации с нехваткой боеприпасов, тут же вспоминается высказывание выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского: История - не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но только наказ

С середины апреля и до сих пор в средствах массовой информации муссируется тема "снарядного голода" на примере одной всем известной ЧВК, восьмой месяц ведущей штурм с 10-30% нужных от потребностей боеприпасов города, названного в честь одного из видных большевиков - товарища Артёма, который являлся не только другом Иосифа Виссарионовича Сталина, но и был на достаточно короткое по историческим меркам время руководителей Донецко-Криворожской Республики (ДКР), созданной в феврале 1918 г.

Создание ДКР - это политическая хитрость "не от хорошей жизни", позволившая не отдавать Донбасс немцам по "похабному" Брестскому миру, переговоры с которыми о мире шли полным ходом. Мол, ДКР - это отдельное, независимое государство - чего ж вы хотите?

Вот такой он, товарищ Артём, друг Сталина
Вот такой он, товарищ Артём, друг Сталина

Так вот, возвращаясь к Пригожину и ЧВК "Вагнер" и ситуации с нехваткой боеприпасов, тут же вспоминается высказывание выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского:

История - не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но только наказывает за незнание уроков».

Вот и сейчас за невыученные уроки приходится дорого расплачиваться. Но пока ещё есть шанс исправить положение. А уроки те Россия получила в годы Первой мировой войны, в итоге в корне изменившей политическую карту всего мира. Что это были за уроки? Да про тот же "снарядный голод".

А.И. Деникин
А.И. Деникин

Читаю книгу Антона Ивановича Деникина, одного из самых видных белогвардейцев, командующего в ходе гражданской войны Добровольческой армией, а затем и главкома "Вооружённых сил Юга России". Книга называется "Очерки русской смуты" и она достаточно известна, частенько упоминается и даже цитируется в статьях, публикациях, документальных фильмах и репортажах СМИ.

Весна 1915 г. останется у меня навсегда в памяти. Великая трагедия русской армии — отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжкие переходы, бесконечная усталость — физическая и моральная; то робкие надежды, то беспросветная жуть...

Помню сражение под Перемышлем в середине мая. Одиннадцать дней жестокого боя 4-ой стрелковой дивизии... Одиннадцать дней страшного гула немецкой тяжелой артиллерии, буквально срывавшей целые ряды окопов вместе с защитниками их. Мы почти не отвечали — нечем. Полки, измотанные до последней степени, отбивали одну атаку за другой — штыками или стрельбой в упор; лилась кровь, ряды редели, росли могильные холмы... Два полка почти уничтожены — одним огнем...

Вот и сейчас эти невыученные уроки придётся либо выучить либо история скажет своё веское слово. И многим оно может не понравиться.

Из открытых источников
Из открытых источников

Как и в 1915 году, так и ныне Россию словно пытаются "провести" снова через тот же или похожий сценарий. Во что тогда всё это вылилось - прекрасно все знают, в Февраль 1917 г., а потом и в Октябрь 1917 г., в интервенцию 14 государств и гражданскую войну. Кто-то хочет повторить?

Тогда расследование выяснило, что в 1907 г. Военному министерству были выделены деньги для пополнения запасов вооружения и боеприпасов. Ни Государственная Дума, ни министерство финансов, по выражению того же Деникина, не ограничивали военных в обеспечении финансами. Во время нахождения Сухомлинова на посту военного министра, ведомство получило кредит в 450 миллионов рублей. Но при этом остались не использованными 300 миллионов! До войны вопрос об обеспечении армии боеприпасами особо не затрагивался, расчёты расходования боеприпасов не были адаптированы к новым реалиям.

А уже к октябрю 1914 года (через 2 месяца после начала войны!) пополнения для фронта стали приходить вооружёнными всего на 10% от всего состава, а то и меньше. Главнокомандующий Юго-Западным фронтом телеграфировал в Ставку:

"Источники пополнения боевых припасов иссякли совершенно. При отсутствии пополнения придется прекратить бой и выводить войска в самых тяжелых условиях...".

На вопросы в Военном министерстве отвечали, что всё в порядке, проблем со снабжением больших не наблюдается. Всё хорошо, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо...