Найти тему

Влияние оценок на жизнь людей

«Закон – это застывшая несправедливость.» Григорий Потоцкий.

Когда наше первое занятие с учеником подошло к своему логическому завершению, и мы уже подвели все возможные и невозможные итоги, и поделились своими мыслями и эмоциями, глаза моего ученика продолжали вопрошающе смотреть на меня и выражали недоумение. Я понимала, что для него какой-то гештальт остался открытым. И он смотрел с надеждой и придыханием. Я спросила, о чём он беспокоится. «А оценка у меня какая сегодня?» - неуверенно поинтересовался он, а я растерялась, так как давно не слышала такого вопроса.

Будучи преподавателем колледжа и института, я обожала ставить в зачётную книжку студента своей красивой, специально купленной для этого процесса ручкой, запись «зачт.» У меня всегда было ощущение комфорта и умиротворения внутри. Словно горячий кофе после мороза, или прохладная вода в невыносимую жару. И как же я ненавидела выставлять оценки на экзаменах в институте, колледже и школе. Эти сухие, ничего, по сути своей, незначащие цифры 2-3-4-5. Это была реальная каторга. Да, были критерии выставления оценок – теоретические, лишённые динамики и мёртвые по своей структуре. Тогда как реальные оценки - живые, так как за ними стоит всегда живой человек, и от оценки порой зависит его судьба. Меня на физическом уровне тошнило от этой профанации бурной деятельности. И в этом плане «зачёт-незачёт» был куда справедливее со всех сторон. «Зачёт» - это результат, а «незачёт» - это возможность на получение результата позже. Сдвигаются сроки, но не сам результат.

Тогда я была обязана подчиняться системе и правилам. А сейчас я могу сказать, что живу в системе своих жизненных и профессиональных ценностей, в которой нет места оцениванию. В ней есть место глубокому, как море, анализу. А каждый человек – это целый бескрайний океан. А можно ли поставить оценку океану? Океан разбушевался и портит мои планы – «2», океан спокоен и соответствует моим ожиданиям – «5»?

Мне было тогда 25 лет, и я только пришла работать в школу. «Троечник», ученик 5-го класса, скромный и стеснительный мальчик, полюбил мой предмет сразу, хотя в началке с английским у него были нелады. Он вдруг ожил, начал интересоваться, стараться и учить, стремился подтянуться. Когда он впервые поднял руку, его пальцы дрожали, он весь покраснел и стал цвета помады на моих губах, сбивался и поправлял себя сам, пытаясь не реагировать на смешки и издёвки со стороны одноклассников, которые его сбивали. Поднимать глаза на меня он боялся и смотрел в какую-то невидимую точку на доске. Я физически ощущала его состояние и мысленно молила только об одном: «Не сбейся, пожалуйста!» И мне было не жалко поставить «5». Но я понимала, что другие ребята, особенно те, кто занимается лучше, будут с этим очень не согласны. И чтобы снять ответственность с себя, я дала детям право и возможность «вершить правосудие» путём банального голосования. Вы не поверите, но голоса разделились поровну. Вселенная не дала мне шанса уйти от выбора и проверки самой себя на баланс человеческой справедливости и учительского закона. Я ощущала себя палачом, который вот-вот замахнётся и отрубит голову.

Я поставила «5», с полным осознанием того, что сейчас, спасая одного, я жертвую своим авторитетом. Но я поступила по совести и справедливости, исходя из своей внутренней правды. Я знала, как легко даётся этот материал отличникам. И я знала, какой мощный прорыв совершил этот ребёнок: сначала чтобы выучить, а потом, чтобы осмелиться заявить об этом и выдержать это непростое испытание до самого конца.

К концу учебного года «спасённый» мною ученик уже показывал результаты наравне с отличниками. Но случилось ли бы это, если бы я реализовала функцию «палача» в полной мере? Уверена, что нет. Это был решающий момент, после которого либо наступает рассвет, либо - вечный закат. Подобное я испытывала на собственной шкуре неоднократно.

Как же дети стремятся быть оцененными, затягивая себе тем самым удавку на шее. И как же общество стремится давать оценки, выталкивая табурет из-под ног объекта оценки.

Оценка – острый нож в руках манипулятора. И я рада, что мне не нужны ножи, я не манипулятор, и люблю своих учеников безусловно.

Оценка – не про умения, не про знания, не про изучение предмета, не про любовь к предмету. Иначе забывали ли бы мы сами важнейшие исторические даты, великие и могучие законы физики, химические элементы, стихи и т.д.?

Нет, большинство из нас хотели получить хорошие оценки или не получить «2» и запись в дневнике, из которого потом хочется выдрать страницы, чтобы родители не узнали и не дополнили стыд школьной оценки своей родительской, куда более страшной.

Оценка – это про нечестное соревнование, где призом всегда является самооценка. И, судя по тому, что я вижу вокруг, мало кто выигрывает в этом неравном бою.

И выполнение заданий для галочки – без осмысления, без глубины, без понимания, отучает детей чувствовать жизнь и понимать себя.

Единственный элемент измерения результата, который я даю своим маленьким друзьям – 10 балльная шкала их восприятия нашей совместной деятельности в конце урока. Только это развивает мышление, поднимает самооценку и веру в себя. Только это касается чувств и анализа одновременно. Только это приносит пользу и результат. Только это даёт сначала красивое цветение, а затем и красивые, сочные, здоровые плоды. Остальное – путь к обесцениванию, а значит и – к уничтожению всего прекрасного в человеке.

Поэтому мой вам совет – постарайтесь в этой жизни ничего и никого не оценивать, особенно детей. Им нужна любовь, а не оценка.

Благодарю за то, что Вы дочитали этот пост до конца! И я буду признательна, если поделитесь своим опытом из школьной или студенческой жизни и отношением к оцениванию в общем и школьным оценкам в частности.