Наверняка, многие удивятся, если я скажу, что саундтрек к «Криминальному чтиву» когда-то произвёл на меня более сильное впечатление, чем сам фильм. Нет, я всё понимаю — фильм забавный, культовый, оказавший огромное влияние на современный кинематограф и «бла-бла-бла»… всё такое прочее. Но в моём личном рейтинге фильмов Квентина Тарантино он до сих пор занимает лишь третье место, уступая и «Бешеным псам», и «Джанго освобождённому».
Возможно, на моё отношение повлияло то, что первый раз «Криминальное чтиво» я смотрел не один, а в компании приятелей. Приятели к тому времени посмотрели фильм не один раз и так бурно восторгались каждой фразой и сценой, что в конце я уже не мог понять — действительно мне понравилось или меня в этом убедили?
То ли дело песни! Как только у меня появилась возможность, я тут же приобрёл кассету с саундтреком и крутил её дни напролёт. Во-первых, потому, что подборка была настолько разнообразной, что долго не надоедала. Во-вторых, потому, что практически ни одну композицию я до этого не слышал. Ну, может, разве только «Son Of A Preacher Man» (а, может, и нет).
Конечно, я был не самый продвинутый меломан, а про Интернет в середине 1990-х и вовсе ничего не слышал. Тем не менее, оказалось, что и для западного слушателя (особенно молодёжи) саундтрек во многом стал сюрпризом.
Дело в том, что Тарантино всегда был поклонником довольно старенькой поп- и рок-музыки (в его фильмах трудно найти композиции, написанные позже 1970-х годов), да ещё и предпочитал извлекать из своих меломанских закромов что-то особенное и изрядно подзабытое.
Тому были и объективные причины. Как известно, для киносреды Квентин был типичным «выскочкой» — профессионального образования он не имел и накануне своей славы работал простым продавцом в магазине проката видеокассет. Свой дебютный фильм — «Бешеные псы» — Тарантино снял буквально чудом и за сущие гроши. Когда «Псов» заметили и оценили, стало полегче, но бюджет «Криминального чтива» всё ещё был достаточно ограниченным. А, следовательно, приобрести права на любую песню, которую душа пожелает, режиссёр не мог.
Впрочем, Тарантино по этому поводу не сильно парился. Он принципиально не хотел брать в саундтрек слишком известные и раскрученные хиты — особенно те, которые уже звучали в культовых фильмах.
К. Тарантино:
«Я бы не стал использовать «Полёт Валькирий» Вагнера, потому что его уже использовал Коппола (в фильме «Апокалипсис сегодня» — С.К.). Я мог бы использовать музыку Морриконе, но только не из фильма «Хороший, плохой, злой»».
В результате такого подхода, саундтрек к «Криминальному чтиву», по сути, заново открыл» для массовой аудитории многие старые хиты. В первую очередь, это касается сёрф-рока — музыкального стиля, зародившегося на побережье Калифорнии и имевшего огромную популярность в первой половине 1960-х. Сам Тарантино всегда недоумевал, какое отношение эта атмосферная гитарная музыка имеет к сёрфингу. Он ощущал, что по духу она больше напоминает некий рок-н-ролльный аналог той музыки, которую Эннио Морриконе сочинял для, т.н. «спагетти-вестернов» (т.е. вестернов итальянского производства).
Сёрф-композиции составляли, чуть ли, не треть всего саундтрека «Криминального чтива», Поэтому после громкого успеха фильма интерес к этому стилю вспыхнул с новой силой. Лейбл «Drl-fi records», которому принадлежали права на две композиции из «Чтива» («Bullwinkle Part II» и «Surf Rider»), решил ковать деньги, пока горячо, и сразу же выпустил целый сёрф-сборник. При этом название сборника — «Pulp Surfin» — обыгрывало оригинальное название фильма — «Pulp Fiction», а обложка пародировала постер с возлежащей Мией Уолесс.
Отблески славы попали и на других исполнителей. Например, на певицу Марию МакКи, получившую неплохие роялти за использование песни «If Love Is a Red Dress» (хотя она и звучит в фильме лишь фрагментарно). Или на URGE OVERKILL, чей кавер «Girl, You’ll Be a Woman Soon» стал единственным большим хитом группы.
Как я уже писал выше, саундтрек «Криминального чтива» был довольно пёстрым. Кроме сёрф-композиций там можно услышать соул, кантри, рокабилли.
К. Тарантино:
«Когда меня спрашивают, какую музыку я слушаю, я не знаю, что сказать. Я слушаю самое разное».
Тарантино ничуть не смущало, что в фильме, действие которого явно развивается в 1990-е, почти нет современных песен. Правда, поговаривают, что оригинальную песню для «Чтива» порывался написать сам Курт Кобейн. Но тогда как-то не сложилось, а в апреле 1994-го лидер NIRVANA покончил с собой. Подруга Квентина — Лора Лавлэйс — вспоминала, что Квентин жалел о несбывшемся сотрудничестве и как-то сказал: «Эх, у нас могла бы быть последняя песня Курта Кобейна!».
Тем не менее, режиссёр настаивал, что ему не нравится, когда песни служат всего лишь маркерами, отображаемой в фильме, эпохи (как, например, в знаменитом саундтреке к «Форресту Гампу»). Мол, если у нас 60-е, то мы пихаем в фильм, как можно, больше громких хитов 60-х. Тарантино к эпохе не привязывался. В том же фильме «Джанго», повествующем о временах рабства, мы можем услышать и классическую музыку, и кантри-балладу, и даже современный рэп.
Музыка в фильмах Тарантино служит, прежде всего, для того, чтобы создать нужное настроение, а в идеале — вообще, слиться со сценой в неразрывном единстве. Согласитесь, мы ещё долго будем при звуках «Girl, You’ll Be a Woman Soon» представлять танцующую героиню Умы Турман, а при звуках «Flowers on the Wall» — довольное лицо героя Брюса Уиллиса.
Напоследок, стоит отметить, что в отборе музыки для «Криминального чтива» принимал участие не только Тарантино. Идеи стали накапливаться ещё в те годы, когда будущий режиссёр работал в магазине и крепко дружил с другим продавцом — Чаком Келли и его тогдашней подругой — Лорой Лавлэйс. Друзья постоянно обменивались т.н. «микстейпами» — собственными компиляциями любимой музыки. А так как уже тогда Квентин начал сочинять сценарии «Псов» и «Чтива», то компания нередко обсуждала — какая из композиций лучше подойдёт той или иной сцене.
Лора Лавлэйс:
«Была запись, которую Чак и я сделали ему (Квентину — С.К.), когда он писал «Криминальное чтиво», и которую он постоянно слушал. На одной стороне было много сёрф-музыки, которая была главным увлечением Чака в то время, а на другой — группа URGE OVERKILL, которая очень нравилась мне».
Когда же Тарантино, наконец, приступил к съёмкам «Криминального чтива», то не забыл своих друзей и официально назначил их музыкальными консультантами. Более того — Лора даже получила роль официантки. Той самой, которая в начале фильма на выкрик героя Тима Рота «Эй, гарсон!» язвительно отвечает, что «гарсон», вообще-то, означает «мальчик». Интересно, что спустя время она снова сыграет официантку в другом фильме Тарантино «Джеки Браун»…
И, конечно же, нельзя забывать о Кэрин Рахтмэн — главном музыкальном руководителе кинокартины. Именно ей приходилось находить владельцев прав на ту или иную песню и заключать с ними договоры. Рахтман вспоминала, что особая сложность заключалась в том, что Тарантино часто писал названия песен неправильно, из-за чего их трудно было отыскать.
Как мы знаем мечты бывшего продавца видеокассет сбылись – причём он стал не только знаменитым режиссёром, но и большим авторитетом в сфере музыки. Дошло до того, что к фильму «Омерзительная восьмёрка» саундтрек сочинял сам Эннио Морриконе — давний кумир Тарантино…
Чак Келли:
«Он определённо первый режиссёр, который стал рок-звездой. И, возможно, это частично связано с той отличной музыкой, которую он использовал в своих фильмах».
Официально саундтрек к «Криминальному чтиву» был выпущен 27 сентября 1994 года — уже после триумфальной премьеры фильма в Каннах и накануне американского проката. Это издание достигло 21-места в Национальном чарте «Billboard».
Возможно, не все заметили, но на диске отсутствовало целых 8 композиций. На переиздании 2002 года часть недостающих треков добавили, но три из них до сих пор остаются «за бортом».
Впрочем, подробнее об этом мы поговорим в следующих статьях, когда будем подробно разбирать саундтрек «Чтива» — трек за треком…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
(ссылки на все другие части цикла будут даны ниже)
***
Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями... И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это, использовав следующие платёжные системы:
- ЮMoney: 410014962342629
- Сберкарта «Мир»: 2202203636216329
- WebMoney (долларовый кошелёк): Z661808383457.
Автор: Сергей Курий
См. также:
- Цикл ««Криминальное чтиво»: трек за треком»:
2) «Misirlou»
3) «Jungle Boogie», «Strawberry Letter 23»
4) «Let’s Stay Together»
5) «Bustin’ Surfboards», «Bullwinkle Part II», «Son Of A Preacher Man»
6) Песни в ресторане «Jack Rabbit Slims»
7) твист «You Never Can Tell»
8) «Flowers on The Wall»
9) «If Love Is a Red Dress» (и немного о «Show Me Heaven»)
10) «Comanche», «Out of Limits», «Surf Rider»