Многим известно, что сценарий к легендарному фильму Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс» был написан на основе одноименного стихотворного фельетона украинского поэта Степана Олейника. Но не все знают, что Олейник имел неоднозначную репутацию среди своих коллег.
Он начал литературную деятельность как поэт в середине 30-х годов, после окончания литературного факультета Одесского пединститута. Степан сочинял стихи ещё в школе и мечтал стать известным литератором. Но после института ему пришлось пойти работать в школу обычным учителем.
Олейник не оставлял свою мечту и отсылал стихи в самые разные издания. Но печатали его редко и в основном только в районных газетах.
В 1940 году его наконец пригласили в штат украинской учительской газеты «Радянська освіта», где главный редактор откровенно сказал ему о невысоком качестве его стихов и поэтому предложил заняться сатирой. Мол, в сатирических стихах главное не красота изложения, а смысл.
Вот так, всего за год до войны, 32-летний Олейник стал профессиональным поэтом-сатириком.
В следующие годы Степан поменял несколько газет, пока в 1946 году не стал штатным сотрудником украинского журнала сатиры и юмора «Перець». Примерно раз в неделю на страницах журнала публиковались его сатирические стихи и фельетоны, в основном по заказам различных ведомств. Так, например, появился на свет и знаменитый фельетон «Пёс Барбос и необычный кросс».
Фельетоны имели определённый успех у читателей, но коллеги и критики его часто ругали.
И дело было не только в том, что его стихи называли третьесортными и примитивными, но и в содержании этих стихов.
В 1962 году был опубликован стихотворный фельетон Степана Олейника под названием «Гиревик». В нём автор зло надсмехался над отставным офицером, выставляя заслуженного пенсионера и кавалера боевых орденов тунеядцем и бездельником, живущим за государственный счёт.
Этот выпад в сторону пенсионеров-фронтовиков тогда посчитали оскорбительным. Тем более выяснилось, что сам автор был на фронте исключительно в роли корреспондента и в боях не участвовал.
После публикации фельетона поднялась общественная волна. И молодой, но уже знаменитый Евгений Евтушенко написал Олейнику следующее открытое письмо:
Не сатирик ВЫ - затейник,
Дорогой Степан Олейник.
...Взяли факты, извратили,
Фельетончик сочинили...
...Заявляю Вам ответно
Я вполне авторитетно
От однополчан и лично:
Это было неприлично!!!
Известно, что после грандиозного успеха фильма «Пёс Барбос и необычный кросс» Олейник приехал в Москву к руководству, чтобы потребовать свой авторский гонорар. Ведь фильм бы поставлен по сюжету его фельетона. К тому же Гайдай взял придуманное им название.
Но в Минкульте ему ответили, что законного повода для выплаты авторского вознаграждения нет, так как в фильме его стихи не использовались. Дело в том, что в сценарии и в фильме вообще нет слов.
А на счёт названия посоветовали обращаться либо в суд, либо непосредственно к Леониду Гайдаю. Хотя и здесь судебные перспективы у него были ничтожные.
Степан Иванович решил переговорить с Гайдаем. И тот был не против встретиться. Но когда Леонид Иович, который сам был фронтовиком, узнал о нападках Олейника на ветеранов, то он отказался с ним встречаться. И тогда Степану Ивановичу пришлось возвращаться в Киев ни с чем.
Позже Степан Олейник сделал неплохую карьеру вне литературы. В послевоенные годы он делал упор на административную деятельность, а не на творческую. Вступил в партию и поставил перед собой цель стать главным редактором журнала. Но не удалось. Не удалось также продвинуться в республиканском Министерстве культуры, где он стремился войти в номенклатурные руководящие списки.
Зато удалось по партийной линии попасть в депутатские списки. И он два созыва подряд был депутатом ВС, проживая в Москве и пользуясь всеми депутатскими благами.
Также, ему не раз удавалось выдвигаться в наградных списках и получить несколько высоких государственных наград.
В 1970 году, после окончания депутатских полномочий, он вернулся в Киев. В те годы он ничего не писал, жил на хорошую депутатскую пенсию, и ему не раз «прилетало» за тот стихотворный опус, в котором он когда-то клеймил позором такого же безработного пенсионера, каким стал сам.
Степан Иванович Олейник скончался в Киеве в 1982 году на 74-м году жизни и был похоронен на Байковом кладбище.
Если сегодня проанализировать его литературное наследие, то можно сделать вывод, что Олейник вошёл в историю лишь как автор того фельетона, который Гайдай выбрал для экранизации. Ничего другого, столь же заметного, в его творчестве больше не было.
Тем не менее потомки Олейника добились, чтобы память о поэте была увековечена. Уже в независимой Украине в Киеве появилась улица, названная его именем, а в Одессе открылся музей поэта. Чуть позже, в начале нулевых, рядом с музеем был установлен памятник Степану Олейнику.
Также известно, что в 2008 году на его малой родине в Одесской области открылся сельский мемориал, посвященный поэту-сатирику Степану Ивановичу Олейнику.
К слову, в этом мемориале с разрешения родственников поэта, (а скорее всего, это было условием открытия мемориала), размещены стенды, посвященные голодомору и репрессиям в годы советской власти.
Михаил Лешков.
_______________________
В статье опубликованы кадры из фильма "Пёс Барбос и необычный кросс" (1961 год).
Внимание! Автор статьи запрещает её копирование и повторную публикацию.