Как стало известно, глава ВТБ Андрей Костин, предложил организовать новую приватизацию, и передать остатки госсобственности в частные руки. По мнению банкира, это позволит наполнить федеральный бюджет и обеспечить в России экономический рост. Вопрос насколько "Приватизация 2.0" поможет бюджету и экономике страны, оставим открытым, но сам банкир не понаслышке знает, что при помощи приватизации, можно практически задарма купить "жирные" активы, а затем всё это "хозяйство" спокойно вывести за рубеж.
Причем глава ВТБ, сделал это заявление не тихонько в кулуарах, а во всеуслышание, с пафосом, который в большой чести у нашей элиты.
"Передача государственной собственности в частные руки на прозрачных и рыночных условиях, это инструмент, неоднократно доказавший свою эффективность"
- заявил он.
Что ж, спорить с банкиром о "доказанной эффективности" мы не будем, тем более, что кому как ни Костину знать об этом. Но обо всём по порядку.
Начало карьеры
Рост карьеры нынешнего главы ВТБ пришелся ещё на лихие 90-е. Именно в те года он принял самое активное участие в схемах с облигациями внутреннего государственного валютного займа, результатом которых явился контроль над парочкой некогда крупных банков.
Кстати сегодня у Костина огромное влияние на отечественном девелоперском и экспортном рынке зерна.
Но почему-то радости от этих достижений нет абсолютно никакой. Большинство проектов за которые брался наш герой, слишком дорого обошлись российскому бюджету.
Коробка из-под ксерокса
Одним из первых проектов в котором засветился в 90-х тогда ещё никому не известный финансист, стала Русская инвестиционно-финансовая компания. Эта фирма была организована Костиным совместно с офицером госбезопасности Александром Лебедевым, с которым они ознакомились еще во время работы в посольстве СССР в Лондоне.
В самом начале 90-х компания начала за бесценок скупать долги стран третьего мира, задолжавших Советскому Союзу баснословные суммы. В те времена ходили упорные слухи, что завязать на себе этот выгодный денежный поток удалось при помощи будущего главы Центробанка РФ Сергее Дубинине, который в то время исполнял обязанности министра финансов.
Костин познакомился с Дубининым когда учился в МГУ, где последний преподавал на экономическом факультете. О том, что именно Дубинин оказал Костину "посильную" помощь, также свидетельствует тот факт, что в Русской инвестиционно-финансовой компании работала супруга Дубинина, Елена Горобец.
Следующий проект Костина, имеющий громкий финансовый успех, стал Национальный резервный банк, в котором нынешний глава ВТБ занял вместе с тем же Лебедевым первые роли. Банк получил широкую известность после того, как начал массово выводил капиталы из России. Вот что рассказывал в своё время сотрудник банка Игорь Фёдоров, сбежавший за границу:
"Схема была следующая. Например, Вы банк. Банку отдаются облигации, вы их продаёте и обязаны вернуть деньги за эти облигации государству, получив при этом свой посреднический процент. А вы вместо этого деньги переводите на деревню дедушке".
Фёдоров знает о чем говорит. Именно он был одним из тех, кто помогал банкирам с организацией цепочек офшорных компаний для вывода денег.
"Я вообще работал по поручениям Национального резервного банка. А затем стало ясно, что все неконтролируемые перемещения денег, хотят повесить на меня. Ведь до государства из тех денег которые должны были дойти, не дошло ни копейки. Меня тогда вовремя предупредили и я "сделал ноги",
– вспоминает Фёдоров о причинах своего бегства за границу.
Позже ходили упорные слухи о том, что доходы от подобных операций, в 1996 году пошли на финансирование предвыборной кампании Бориса Николаевича Ельцина. Помните знаменитую коробку из-под ксерокса? Но сегодня все эти истории покрыты мхом десятилетий, и в лучшем случае воспринимаются как некие небылицы, так как никто из действующих персонажей тех лет, так и не стал фигурантом уголовных дел.
Громкое слияние
В конце 90-х у Костина начался стремительный взлет в карьере и он пошел на повышение. По протекции ставшего к тому времени главой ЦБ Дубинина, он занял место председателя Внешэкономбанка. А спустя всего несколько лет, в 2002 году, Внешэкономбанк слился с Внешторгбанком, а сам Костин возглавил вновь образовавшуюся группу. По неподтвержденной информации, пролоббировал слияние и кандидатуру Костина, никто иной как тогдашний глава правительства Михаил Касьянов.
"Нельзя транспарентный Внешторгбанк объединять с нетранспарентным Внешэкономбанком, чем бы не мотивировал это решение президенту Касьянов",
– в 2002 году заявил бывший председатель Центробанка Виктор Геращенко.
"Нельзя идти на эту аферу, в результате которой во главе крупнейшего банка России станет не пойми кто".
- неоднократно подчеркивал Геращенко.
Однако к мнению экс-президента ЦБ тогда никто не прислушался - объединение всё же состоялось, а Костин занял новую должность.
В 2011-м состоялось ещё одно громкое слияние. Аккурат после шумной отставки столичного градоначальника Юрия Лужкова и скандала в подконтрольном московским властям "Банке Москвы".
В те времена бенефициаром "Банка Москвы" считался Андрей Бородин. Причем деньги из банка утекали в неизвестном направлении уже после того, как новая команда зашла в банк, а сам Бородин скрылся в Англии. Тогда активы столичного банка перешли в руки ВТБ, а долги попросили закрыть внешним финансированием.
А как это сделать? Да очень просто - для оздоровления Банка Москвы государство выделило порядка 300 млрд рублей. Впоследствии сделка по приобретению банка за государственный счет подверглась жесткой критике со стороны Путина, находящегося тогда на посту премьер-министра.
"Я очень хорошо помню ту ситуацию с Банком Москвы. Залезли туда, а теперь не знаете, как отмыться. А затем пришли в правительство и начали умолять: спасите-помогите",
–подверг критике деятельность Костина Владимир Владимирович.
Но в итоге Банк Москвы отошел к группе ВТБ, которая в результате заработала баснословные барыши.
Одни сплошные убытки
В 2018 году ВТБ принял решение войти на зерновой рынок и стать крупнейшим экспортером российского зерна. В результате в кратчайшие сроки на свет появился подконтрольная банку "Деметра-Холдинг". Но самое что интересное, зерновой бизнес, который в априори должен быть прибыльным, на бумаге своим владельцам приносит лишь одни убытки. Например, по итогам 2020 года компания "Деметра Трейдинг", входящая в "Деметра-Холдинга", при выручке свыше 84 млрд рублей официально показала убыток почти в 3 миллиарда. А в 2019 году, при выручке 43 млрд рублей компания озвучила убыток в 1,7 млрд рублей.
Глядя на всю эту официальную бухгалтерию, приходят на ум старые, проверенные ещё в лихих 90-х, офшорные схемы. И офшорный след в деятельности компании действительно прослеживается. Несколько лет назад в состав учредителей "Деметра-Холдинга" вошла Marathon Group, которая по слухам аффилирована с кипрской компанией "Эмджи марафон групп ЛТД".
О том, что зерновой экспорт далеко не столь убыточен, как пытается показать компания, эксперты косвенно подтверждают и тем, с каким усердием глава ВТБ пытается занять рынок.
"Экспортёры из недружественных западных стран владеют 15 процентами перевалочных мощностей российских портов в Азово-Черноморском бассейне. Это позволяет им извлекать дополнительную прибыль от торговли российским зерном, в то время как российский бюджет и экономика упускают очень большие доходы",
– заявлял осенью 2022 года Костин.
Но что-то подсказывает, что если отечественный бюджет и теряет большие доходы, то вот некоторые бенефициары напротив, значительно улучшают своё финансовое положение. Впрочем, с девелоперскими компаниями, находящимися под контролем банка ВТБ, происходили похожие метаморфозы.
Учитывая все вышеизложенное, новые приватизационные мечты Костина выглядят вполне логично. Правда не совсем понятно как это поможет российской экономике. Наверное, примерно так же, как в 90-х ей помогли операции с валютными облигациями.
Мы в Telegram.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и оставляйте свои комментарии.
Также читайте на нашем канале: