Найти тему
130 подписчиков

Шпиль. Уильям Голдинг.


Аннотация:

Шедевр творческого наследия Уильяма Голдинга.
История полубезумного настоятеля собора, возмечтавшего доказать свою преданность Богу созданием великолепного шпиля.


Аннотация:

Шедевр творческого наследия Уильяма Голдинга.
История полубезумного настоятеля собора, возмечтавшего доказать свою преданность Богу созданием великолепного шпиля. История человеческой гордыни – и человеческой скудости, плотской страсти – и высокой, страшной любви к Высшему…
________________________________

Всем привет, друзья! С вами Ищущий, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями после прочтения романа "шпиль", который заслуженно занимает особое место не только в работах писателя, но и в моих личных рекомендациях. Это произведение, несмотря на свою художественную составляющую, не совсем типичная байка про религиозный фанатизм. Здесь заложены более глубокие архетипы, которые Голдинг пытается рассмотреть и показать через призму своих персонажей, которые будут то выступать на первый ряд, то скрываться за текстом повествования.

И да, важное уточнение, друзья. Все фразы, которые могут быть похожи на выдержку из романа являются лишь вспомогательным образом для написания отзыва, то есть моими мыслями, оформленными таким образом. Я специально выделил их дополнительными линиями. Поэтому можете их пропускать, если вам не интересны подобные вставки.

______________________________

Я близок как никогда к Твоей Воле, Мой Боже. Я слышу Твой голос, и я Знаю чего Ты хочешь. Эти глупцы не понимают, что Ты избрал меня Своим инструментом. Дал мне смысл жизни, и подарил смысл моей жизни. Я выполню свое предназначение по Воле Твоей, или же умру, недостойным даже смотреть в сторону Твоего Дома.

________________________________

Не могу сказать, что Голдинг является моим одним из любимых авторов. Скорее даже наоборот. Я читал у него не так уж и много работ, и практически всегда избегал его творчества до достаточно зрелого возраста. И уже только будучи студентом, я начал повторно читать его труды, и произведения, через которые мне открывалась душа писателя. И весь трепет и восхищение перед титаном мысли, которым был этот человек.

Почему же в таком случае я не называю его одним из любимых писателей? Дело в том, что для меня это восприятие из самого детства. Когда я знаком с творчеством человека много лет, когда я прочитал большинство выпущенных им книг. А не как в этом случае, открыл его "случайно", прочитал только несколько наиболее нашумевших романов, и на этом успешно закончил "погружение" в творчество автора.

Вот и получается, что творчеством Голдинга я восхищаюсь и понимаю причину его культовости, но при всем при этом назвать любимым писателем не могу. Наверное, я еще просто не дорос до того, чтобы и дальше погружаться в странные и наполненные противоречивых образов и идей произведения, которые иногда выворачивают меня наизнанку, обнажая мои пороки и заблуждения. В частности", шпиль", который смог вознести меня как и героя до самых небес. А потом безжалостно уронить и растоптать.

Потому что местами я "узнавал" свои собственные ощущения и мистерии, которые преследовали меня в определенный жизненный период. Не люблю вспоминать свой юношеский максимализм, но в нем присутствовали такие идеи как "православие или смерть", и много других, не менее странных и алогичных для меня сейчас концептов. Которые ТОГДА казались мне естественными и необходимыми для существования в рамках "испорченного мира".

Ох, молодость, молодость.

Как хорошо, что мне даже тогда хватало ума не навязывать свою точку зрения первым, но если с кем-то приходилось вступать в спор, то берегись! Центральный персонаж романа тоже своего рода мученик собственных идей и образов, которые слишком сильно засели в его голове, и фактически заменили ему реальность. Священнослужитель и настоятель собора уже не в силах различить грань между грёзами, в которых он находится, и реальности, которая буквально взывает к нему, чтобы он остановился хотя бы на мгновение.

И прекратил начатое им безумие. Какое?

Оно лежит в основании названия произведения.

"Шпиль" является одной из наиболее символичных книг, которые я когда-либо читал. В художественной литературе, разумеется. Если брать различных философов, то многие из них могли загнуть что-нибудь НАСТОЛЬКО изощренно и сильно, что потом мозг болел несколько дней, пытаясь вернуться в свое привычное состояние и анализ реальности : )

Это произведение является сплошными аллегориями, которые нужно понять, и осознать. Пропустить через себя, прочувствовать странные, мрачные, порой пугающие (или возвышающие ввысь образы) Каждый из нас увидит в этом нечто свое. И кто знает кто из читателей будет наиболее близок к той трактовке, которую заложил в идею сам автор. Кстати говоря, я не утверждаю, что мое видение книги является единственно правильным. Или правильным вообще. Это просто выражение частного мнения, с которым вы можете не согласиться.

И это будет нормально, друзья. Ведь сколько читателей, столько и взглядов на произведение.

Сюжет рассказывает нам про священнослужителя, который возводит неведомый высоты шпиль, презрев советы и опасения всех тех, кто пытался его остановить. Этакий мифический колосс, который возводится человеческим руками. Символ и завершение его духовной карьеры, некая мистерия, которая однажды посетила его во время очередной молитвы. В которой он увидел некий смысл и даже знак свыше. По его ощущениям с ним "заговорил" сам Бог.

Который хочет, чтобы в соборе был возведен этот шпиль. Который будет олицетворением "души" собора, и который станет украшением не только города, но и возможно даже страны. Вот только существует ли человек, способный совершить такое чудо? Или это невозможно, и постройке суждено рухнуть как и всему мирскому, что создает человек и так называемая мировая цивилизация?

Мои слова могут показаться пессимистичными, но я лишь имею в виду то, что ничто не вечно в нашем мире. И даже самые великие державы мира имели начало, и имеют закономерный конец. Погибали под мечами варваров, падали под гнетом собственных распрей и страстей, которые поедали их изнутри. Нет ни одного государства, которое бы существовало вечно, и рано или поздно закат приходит ко всем.

Символично, и в тоже время печально видеть крах идей этого верующего человека. Он настолько тонко чувствует духовный мир, настолько сильно погружен в силу созерцательной молитвы, что способен действительно видеть ангелов, которые присутствуют на богослужении, и помогают ему творить чудо. Или это все лишь больные образы фанатика? Он настолько вознесся в своей идее Избранности, что не способен отличить реальность от своих сновидений? От своих голосов, которые нашептывают ему это?

Гениально ли это произведение? Наполнено ли оно смыслом, или же является этаким "троллингом" будущих поколений, лучшие умы которого будут биться над оставленной над загадкой? Пытаться угадать сакральный смысл, вложенный в эту историю?

Я считаю, что роман получился самодостаточным и запоминающимся. Интересным и противоречивым. В котором есть ярко выраженная сюжетная линия с завершенным финалом. Но который можно трактовать по разному. В зависимости от тех взглядов, которые придерживаетесь вы, друзья. И именно это мне и нравится в истории. У нас нет очевидного ответа о том, что же на самом деле случилось с героем - просто горячка уставшего сознания или же настоящие мистерии.

Впрочем, вне зависимости от того, какая у нас будет точка зрения на происходящее, сюжет подводит нас к одному, конкретному завершению без права выбора "альтернативной реальности" : )

Что касается настоятеля собора, то мне даже немного жаль этого человека. В нем, как мне кажется, передан весь фундаментализм и обреченность фанатизма в любом ее проявлении. Показана тенденция того, что может случиться с верующим, слишком сильно помешанном на святости в самом что ни есть узком понимании этого слова. Увлеченный идее службы Богу лишь в внешнем, мирском проявлении и строительстве шпиля он забывает главную задачу и миссию своей ноши, возложенной на него Церковью и своего Верой. Он забывает то, ради чего поклялся некогда служить Господу, и людям.

Под гнетом шпиля оказывается раздавлен сам человек. Его фанатизм не позволяет увидеть ему очевидные вещи, о которых и пытается рассказать нам Голдинг.

________________________________________

А если я не смогу справиться с Возложенной на меня ношей, Господи, то прошу. Накажи меня. Устрой мне Ад на Земле, чтобы в полной мере я почувствовал Твое разочарование. Чтобы слезы Твои жгли мое нутро, и чтобы я знал и чувствовал Твою любовь, и знал, что цена моя достойна этой платы. Веди же меня, ведь я инструмент в руках Твоих. И не будет мне покоя, пока не свершится Воля Твоя, Господи,но не моя. Не человека. Пускай же храм этот и алтарь станут вратами для Твоих ангелов небесных, что вознесут Славу о Тебе по всем Земле.

____________________________

Это очень сложное, странное, и запутанное для восприятия произведение. Я рекомендую его читать в особом, меланхоличном состоянии духа. Когда ты настроен на нечто особое. Когда ты чувствуешь свою отрешенность от простых, мирских проблем, и хочешь прикоснуться к нечто иному. К запредельному, и непонятному. Попытаться заглянуть за грань. И ожидать падения от этой идеи. Ведь невозможно познать то, что не дано уму человека.

Это сильная история и одно из наиболее странных произведений, способных оставить совершенно разные впечатления. Мне почему-то кажется, что определенной категории читателей оно можно показаться нудным, скучным и слишком затянутым. А кому-то это может даже показаться и оскорблением чувств верующих. Впрочем, это уже совершенно другая история, и у нас действительно существует целая категория людей, которая может оскорбиться только тем фактом, что-то кто не разделяет их точку зрения.

Такое тоже бывает, к сожалению.

Что касается "шпиля" (это мое ИМХО), то я считаю, что история достойна того, чтобы ей попытались прочитать. Это квинтэссенция черной меланхолии веры, фанатизма на грани безумия и безграничной веры в невозможное.

Это то, что надо пережить самому, чтобы понять о чем писал автор.


Аннотация:

Шедевр творческого наследия Уильяма Голдинга.
История полубезумного настоятеля собора, возмечтавшего доказать свою преданность Богу созданием великолепного шпиля.-2


Я рекомендую вам эту книгу. Без эйфории, и рукоплесканий, без порванных голосовых связок, и громких хлопков. Просто найдите время, и погрузитесь в это странное состояние религиозной эйфории, убежденности в своих взглядах. А потом проследуйте вниз, в самую бездну человеческих сомнений за тем, кто считал себя избранным сосудом. Кто даже на короткий миг не задумался о том, что может быть он впал в прелесть, и что все это искушения от падшего ангела, а не благословление Творца.

Пять баллов из пяти.
____________________________