Начало статьи читайте по ссылке : https://dzen.ru/a/ZEzfw-ccjTsk90NO
3. От 7 до 12 лет
Этот период ознаменовуется своеобразным переходом деятельности с игровой на учебную. Ребёнок доводит до автоматизма бытовые и гигиенические умения, полученные ранее. И к этому прибавляется изменение режима дня, формирование личной ответственности и потребность в самостоятельном мышлении.
В эти годы родителям нужно сделать следующее:
- показать и научить ребёнка справляться с деятельностью связанной с обучением
- знакомить с нормами поведения в более взрослом социуме
- давать ребёнку больше личного пространства и свободы
- стимулировать ребёнка к выражению собственного мнения и учить экологичному его проявлению
- много времени необходимо отдельно уделять возникающим конфликтам у ребёнка с кем-либо. Ибо именно сейчас важно научить ребёнка справляться с ними
- расширить право выбора до самостоятельного предпочтения кружков, планированию собственного дня.
Первое время родителям нужно снова принимать непосредственное участие во всех новых для ребёнка процессах. Также это период, когда ваше доверие ребёнку переходит из мира образного в мир физический (ребёнок сам ходит в школу, гуляет неподалёку от дома, сам ходит за покупками и т.д.). Дистанция начинает увеличиваться. И если вы испытываете серьёзные трудности с собственной сепарацией от ребёнка, то пришло время разбираться с причинами вашего состояния.
4. 12+ лет
Подростковый период принято считать очень сложным для всех его участников. Но его можно сильно упростить, если вы грамотно проходите все предыдущие этапы.
Основной особенностью тут я бы назвала переход взаимоотношений ребёнка и родителей из вертикальной в горизонтальную плоскость.
Тут речь идёт о том, что находясь в вертикальной плоскости, мы взаимодействуем с ребёнком с позиции " над" ним. То есть наше участие в его жизни имеет характер превосходства и мы имеем непосредственное влияние на его личность.
В горизонтальной плоскости мы находимся в позиции " на равных ", где родители уже выступают зрителями, союзниками, друзьями, советниками.
И проблемой большинства "ужастиков" о подростковом периоде является как раз таки игнорирование детской потребности в трансформации одной модели в другую.
Безусловно эта трансформация должна происходить разумным путем, а значит ответственность за ее результат ложится на всех участников. Имеется в виду, что и родители, и ребёнок обязаны идти навстречу этим изменениям :
- родители принимают самостоятельность и процесс становления ребёнка
- родители готовы дать ребёнку возможность ошибаться и пробовать снова
- ребёнок может быть уверен, что в любой ситуации он останется понятым и услышанным
- родители всегда готовы откликнуться на просьбу о помощи. Но не путем "мы все решим сами", а путем "давай обсудим ситуацию, предпринятые тобой шаги и варианты решения проблемы вместе".
- ребёнок в свою очередь учится принимать решения
- готов нести ответственность не только перед собой, но и перед социумом
- умеет конструктивно вести диалог
- проявляет себя, как осознанная личность
Естественно процесс трансформации моделей занимает продолжительный период времени и требует значительных усилий. Но, как результат, вы дадите ребёнку возможность раскрыться и проявиться, узнать свои сильные и слабые стороны, понять, чего он хочет и чего стоит. А это является крепким фундаментом для вступления во взрослую жизнь.