В январе 1985г. была запущена в работу первая городская электростанция Минска. Само здание электростанции разместили рядом со зданием цирка на берегу реки Свислочь.
Первоначально идея строительства городской электростанции принадлежала главе города того времени- Королю Гуттен-Чапскому. Благодаря ему в городе уже были открыты больницы, библиотека, театр, амбулатория, телефонная станция. В 1892 году на обсуждении городским управлением было принято решение о проведении электрического освещения в городе. Строительство электростанции было дорогостоящим проектом. НО вопрос с финансированием решился благодаря счастливому случаю.
В это время Либавский казенный порт продавал оборудование для электросетей вместе с необходимыми комплектующими за 10,5 тыс. руб. В итоге минская городская казна потратила 20тыс. руб на электрооборудование и монтаж. Стоит отметить выгодность такого приобретения- фирма Бреге на тот момент предлагала за 57,3 тыс. руб электрификацию улиц (суммарно 54 фонарных столба).
Проект электрического освещения в Минске был принят 28 июня 1894г. Компанию «Дюфлон и Константинович» выбрали как исполнителя. По утвержденному плану освещать улицы Минска будет комплекс электрооборудования (паровые котел и машина, лампы накаливания и дуговые лампы, динамо-машины).
И наконец, 12 января 1895 года Минские улицы были освещены. А Минск получил место среди четырех городов империи, имеющих с собственную электростанцию. Первые три – Киев, Санкт-Петербург и Москва. Станция вырабатывала для города постоянный ток напряжением 120В. Вся нагрузка по выработке электричества легла на три паровые машины (две – по 50 л.с., одна -мощностью 100л.с.) и три динамо-машины 120В и 250А каждая.
Через год возникла большая проблема- мощностей станции уже не хватало для выработки всех необходимой городу электроэнергии. Запросы потребителей росли с каждым днем. Было принято решение о проведении работ по увеличению работоспособности электростанции. Но результат оставался непостоянным.
На 1899 год на минской электростанции были введены в работу:
· Паровая машина мощностью 100л.с.
· Две паровые машины по 50 л.с.
· Три динамо-машины каждая на 250А и 110В
Начиная с 1899 г. электростанция носила название «Эльвод» (расшифровка «электрическо-водопроводная станция»).
В 1904 году произошла модернизация городских электрических сетей. Установили современное и дорогостоящее оборудование.
К сожалению, не осталось ни одной фотографии первоначального вида первой электростанции. Только фотографии сделанные в 1930-х годах. Изначально строение городской электростанции было построено в стиле неоготики.
Из-за строительства 5-звездочной гостиницы «Кемпински» в 2011 году здание первой электростанции г.Минска было уничтожено.
Источник Planeta Belarus