Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Под обстрелами подхватил командира на борт самолета — о подвиге боевого братства Алибека Слонова

Оглавление

Несколько лет назад, в канун праздника Победы советского народа над фашистской Германией, во Владикавказе — столице Республики Северная Осетия — Алания, на здании Республиканского Дома ветеранов, в торжественной обстановке был установлен мемориальный триптих герою Великой Отечественной войны, летчику-истребителю Алибеку Слонову.

Его подвиг в 1941 году в небе Ленинграда вошел в историю не только отечественной, но и мировой авиации, как символ боевого братства, заложенный еще легендарным русским полководцем Александром Васильевичем Суворовым: «Сам погибай, но товарища выручай!»

Кто же он, Алибек Слонов?

Алибек родился в 1918 году в селении Карджин (по-осетински—Каердзын, которое находится у подножия Кабардино-Сунженского горного хребта, в 48 км от Владикавказа. — Прим.), в семье кузнеца, и как принято у горцев, Алибек с детства помогал отцу, но все же его манило небо, он грезил полетами. Поэтому, в 1937 году, Алибек Слонов начинает учебу в Орджоникидзевском аэроклубе, и уже здесь заметны стали его хорошие летные данные. Так начался путь осетинского юноши в авиацию. Затем была его учеба в Ейском авиационное училище морских летчиков имени Сталина. А после его успешного окончания младший лейтенант Слонов получил назначение в 7-й Краснознаменный истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа, где его и застала Великая Отечественная война.

-2

7-й истребительный авиационный полк стал Краснознаменным, отличившись в советско-финской войне 1939–1940 годов. Кстати, именно тогда и именно в этом полку, получил свое боевое крещение летчик младший лейтенант Павел Кутахов, будущий дважды Герой Советского Союза, ставший впоследствии Главным маршалом авиации и Главнокомандующим Военно-Воздушных Сил Советского Союза.

За успешные боевые дела, мужество и героизм, проявленные в советско-финской войне, многие летчики, техники и мотористы 7-го Краснознаменного истребительного авиаполка были награждены орденами и медалями, и среди них был и старший лейтенант Николай Свитенко, командир одной из авиационных эскадрилий полка. В его эскадрилью и был зачислен прибывший выпускник летного училища младший лейтенант Алибек Слонов, ставший ведомым командира.

Из воспоминаний Н.И. Свитенко о первом дне Великой Отечественной войны:

«В 3 часа 40 минут 22 июня 1941 г. я услышал звонок телефона. Говорил из Выборга командир 5-й смешанной авиационной дивизии Герой Советского Союза полковник Ерлыкин: «Налет авиации противника, приготовьтесь». Слушая полковника, я одновременно с этим увидел за окном появившиеся немецкие самолеты. Это были Ме-110, их было 14 штук. Времени терять было нельзя. «Мессершмиты» шли почти на «бреющем». В гарнизоне была объявлена тревога. В воздух поднялось дежурное звено. С земли по немецким самолетам стреляли из пулеметов и винтовок. Через несколько минут после взлета дежурного звена в воздух поднялись еще 4 наших самолета И-153 — я, Семен Шлыков, Иван Бойко и Алибек Слонов. Немцы не приняли воздушного боя и, не производя штурмовки аэродрома, ушли курсом на Финский залив, в направлении форта «Красная горка». А через несколько часов было получено официальное сообщение о нападении Германии на Советский Союз. Так для нас началась Великая Отечественная война.

Как видим, летчик Слонов свое боевое крещение принял уже в первый день сражения с фашистскими захватчиками и к августу 1941 года был уже достаточно опытным и обстрелянным воздушным бойцом, не раз отличившись смелостью и отвагой.

-3

Подвиг Алибека Слонова в августе 1941 года

19 августа эскадрилья старшего лейтенанта Николая Свитенко, работая с аэродрома Горское, в 12:20 в составе восьми самолетов вылетела на штурмовку мотомеханизированной колонны противника в районе дороги Губаницы — Клопицы.

-4

Погода была ясная. Район боевой работы был хорошо знаком нашим летчикам. К цели группа подошла незаметно, на «бреющем». Налет был настолько внезапным, что зенитная артиллерия и зенитные пулеметы не успели сделать ни одного выстрела. Но уже второй заход выполнялся нашими летчиками в условиях интенсивного противодействия немецкой ПВО. Всего «Чайки» выполнили десять атак, практически до полного израсходования боекомплекта. Выходя из последней атаки, ведомый командира эскадрильи Алибек Слонов увидел, что самолет Свитенко теряет высоту и садится с убранным шасси. Слонов еще заметил, как командир выпрыгнул из кабины. Значит жив !

А в воздухе произошло тогда вот что.

При выходе из атаки снаряд немецкой зенитки так ударил в самолет Свитенко, что казалось, машина развалится на части. А стрелка прибора, показывающего давление масла в моторе, вздрогнула и резко упала на ноль. Свитенко понял: повреждена маслосистема, к тому же и рули тоже плохо повиновались летчику. И все кругом заполнилось тишиной, той самой тишиной, которую летчики так не любят в воздухе. Оставшийся без масла мотор заклинило… Приземлившись на вынужденную посадку, Свитенко торопливо выскочил из кабины, предварительно схватив ракетницу, и выстрелил по своему самолету, чтобы не достался врагу.

В это время недалеко от него с резким звуком разорвалась мина, это немцы заметили летчика и открыли огонь. Отскочив за дерево, Свитенко уже собрался бежать в лес, как вдруг над его головой с ревом пронеслась «Чайка». Свитенко узнал ее по номеру, это была машина Алибека Слонова. Покачивая крыльями, «Чайка» описала круг. Слонов видел брызги разрывов и понял, что его командира обстреливают. Убрав газ, Слонов повел свою машину на посадку. Даже при звуке работающего мотора он слышал участившиеся разрывы, но это не остановило Алибека, он твердо решил посадить самолет, чтобы спасти своего боевого товарища и командира. Свитенко же бросился навстречу самолету Слонова, который уже катился, маневрируя между воронками, а увидев, что Слонов подает сигнал правой рукой, указывая на плоскость, Свитенко вскочил на правую плоскость, крепко ухватившись за тонкие стойки расчалок.

-5

Слонов дал газ, и «Чайка», кренясь на правую плоскость, долго бежала, потом с трудом оторвалась от земли и тяжело поползла вверх. Слонов крепко зажал ручку в обе ладони и слегка клонил ее влево, чтобы как бы этим уравновесить самолет. Сильной струей воздуха Николая Свитенко прижало к единственной опоре на гладкой плоскости — расчалкам, порывами ветра с его головы сорвало шлем, но он держался из всех сил. Лететь до своего аэродрома Слонов не стал, и пройдя порядка 75 километров, произвел посадку на аэродроме Низино.

Из воспоминаний маршала авиации, дважды Героя Советского союза Александра Новикова, который в августе 1941 года, был Командующим авиацией Ленинградского фронта:

«То, что произошло дальше, никогда не знала мировая авиация. Отжав газ, Алибек повел машину в воздух. «Чайка» припадала то на одну плоскость, то на другую. Так, они дотянули до Приморского плацдарма… Полет продолжался четверть часа. Алибеку трудно было вести машину, удерживая ее по горизонту. Трудно было и Свитенко, с которого ветер сорвал шлем, и холодная струя воздуха сковала морозом голову и руки. Еще секунды — и земля. Наконец дробно застучали колеса о сухой грунт, машину сильно встряхнуло, и мотор тут же заглох. Свитенко с трудом разжал затекшие пальцы и свалился на землю. Слонов выскочил из кабины и успел подхватить командира на руки. По полю бежали люди в морской форме. Это были свои. И Алибек, поддерживая старшего лейтенанта, сказал: «Все в порядке, Батя, мы у своих». Свитенко негнущимися пальцами благодарно пожал руку боевому товарищу. Только сейчас он понял: то, что совершил Алибек, 23-летний парень из Осетии, по плечу не каждому опытному летчику, закаленному воздушному бойцу. Николай Иванович так и сказал мне при встрече о своем ведомом. Я спросил, решился бы он сам на такой подвиг. Свитенко несколько удивленно ответил: «А как же, товарищ Командующий! Алибек не только мой боевой товарищ, но и друг. Эта история облетела весь мир».

За этот подвиг летчика Алибека Газимовича Слонова командование ВВС Ленинградского фронта представило к званию Героя Советского Союза, но в Москве почему-то ограничились орденом Ленина.

-6

А боевая пара Свитенко-Слонова продолжала боевые дела вплоть до геройской гибели Алибека Слонова спустя год после памятного августовского события 1941 года.

Но как много успел совершить славный сын осетинского народа Алибек Слонов ! Он и те наши бойцы и командиры, павшие героями на фронтах Великой Отечественной войны, не дойдя до победного мая 1945 года, положили на алтарь Великой Победы свои жизни, но без их героизма, беззаветной преданности Родине не было бы и Великой Победы.

Нижайший им поклон и вечная память!

И еще раз вернусь к воспоминаниям маршала авиации Александра Новикова, в которых своим ответом наш герой Алибек Слонов так просто, но емко показал суть советского патриотизма, благодаря которому и стала возможна Победа в мае 1945 года:

«Навстречу из землянки вышел Свитенко. Чуть выше среднего роста, поджарый, он, отдавая мне честь, приложил руку к голове, на которой был надет шлем с завернутыми ушами и широкими очками.

— Только что из боя? — спросил я.

— Пришлось подраться, товарищ командующий, — ответил Свитенко.— Они все клюют и клюют нас.

— Не нравимся мы фрицам, товарищ генерал, — раздался из-за спины Свитенко чей-то голос.

Я перевел взгляд. За спиной комэска (так сокращенно в то время называли командира эскадрильи) стоял высокий молодой летчик с характерным лицом кавказца.

— Мой ведомый, товарищ командующий, — пояснил Свитенко. — Лейтенант Алибек Слонов.

— Давно в эскадрилье? — поинтересовался я.

— Да не очень, если мерить понятиями мирного времени. Но на войне иные масштабы и иные мерки. Так, лейтенант? — спросил Свитенко.

— Так, — согласился Слонов.— А под Ленинградом и вовсе свои, особенные мерки.

— Вы кто по национальности? — спросил я Слонова. — На грузина не похожи, на армянина тоже. Я несколько лет служил на Кавказе, пригляделся. Из горцев, наверное?

— Осетин, товарищ Командующий.

— Вот как! Далеко от родных мест воюете.

— Здесь тоже Родина, — ответил Слонов».

РОДИНА! Она и вдохновляла советских людей в священной войне 1941-1945 годов!

Послесловие

Тяжело пережил гибель своего верного ведомого, спасшего его 19 августа 1941 года, Николай Иванович Свитенко. Он дал клятву отомстить за боевого товарища и дрался в воздушных боях за двоих. И военная судьба была благосклонна к нему, а за проявленный героизм и мужество, бесстрашие в боях гвардии майор Николай Свитенко в 1943 году был удостоен звания Героя Советского Союза.

Свитенко после присвоения звания Героя, с семьей
Свитенко после присвоения звания Героя, с семьей

По окончанию Великой Отечественной войны Николай Иванович Свитенко продолжил летную службу, командовал авиационной дивизией и уволился в запас в воинском звании генерал-майора авиации.

Не забывая всю свою жизнь о боевом друге — героическом ведомом Алибеке Слонове!

Память об Алибеке Слонове

На церемонии открытия мемориального триптиха, созданного на добровольные пожертвования земляков Алибека Слонова, были члены семьи Слоновых, представители ветеранских организаций, политических партий, школьники, курсанты суворовского военного училища и Центра военно-патриотического воспитания молодежи, жители города Владикавказа.

-8

Открыли мемориальные доски в торжественной остановке: председатель Совета ветеранов Республики Северная Осетия — Алания Казбек Фриев, старейшина рода Слоновых — Юрий Слонов и лауреат Государственной премии, космический конструктор Руслан Комаев.

Теперь это памятное и святое место у жителей Республики Северная Осетия — Алания!

А в календаре — святая дата, как совершенно справедливо написала об этом поэтесса Светлана Комогорцева-Топоркова:

В календаре святая дата… (Ветеранам)

В календаре святая дата,

А в сердце память о былом.

Встречайте! Вот они, солдаты

Военных грозовых времен.

Встречайте их, конечно, стоя,

Как в храме, стоя при свечах.

Вот эти славные герои

Несли победу на плечах.

Автор: Владимир Касьянов