Найти в Дзене
china.life

Путешествие на Запад

Оглавление

Заходят как-то обезьяна, свинья, черт и монах в бар…

Так мог бы начаться трэшовый анекдот, но если вы китаец, то, вполне вероятно, подумаете, что кто-то начал пересказывать Вам главу из “Путешествия на Запад” У-Чанъэня. Там такого добра хватает, взять хотя бы главу, где главный герой поедет плоды дерева, которые выглядят как младенцы. 

Обложка книги
Обложка книги

Однако, если бы русский попытался объяснить китайцу как изба на куриных ножках может бродить по лесу и почему смерть Кощея в игле, в яйце, в утке и в зайце, то китаец тоже покрутил бы пальцем у виска. 

А потому давайте все вместе постараемся быть открытыми чему-то новому. 

Страх и ненависть в древнем Китае

Мы все хотя бы раз да слышали об английской классической литературе, вроде Шекспира и Кентерберийских рассказов, да и с классической литературой других стран все наверняка знакомы, однако, когда разговор заходит о литературе Азии, вокруг слышно только пение сверчков. 

Самыми знаменитыми в Китае являются четыре классических китайских романа: Речные заводи, Сны в красном тереме, Троецарствие и, конечно же, Путешествие на Запад, о котором мы и будем говорить сегодня. 

Написано "путешествие" было в конце 16 века и поначалу его автор был неизвестен, но в 20 веке авторство прописали знаменитому книжнику У Ченъаню. Если коротко, то в книге описывается поход буддистского монаха Сюаньцзана на Запад в Индию, за священными индийскими сутрами. Но священник идёт не один - с ним путешествует Король обезьян Сунь-У-Кун, получеловек-полусвинья Чжу Бацзе, полудемон Шасенг и принц, который теперь конь.

Попутно они постигают буддистское учение и надирают задницы всему, что этого требует. Если вам кажется, что от услышанного веет каким-то озорным фарсом, то вы отчасти правы. Путешествие на Запад это фантастическо-сатирический история с элементами плутовского романа и все плутовство в этом романе исходит от Короля обезьян Сунь-У-Куна, который и является главным героем, несмотря на то, что часто этим самым главгероем позиционируется монах Сюаньцзан. И это можно понять по началу книги.

Ну сами посудите - все главные персонажи книги появляются лишь с шестой главы, до этого в книге фигурирует только Король обезьян. Попав в Китай можно обнаружить, что Король обезьян повсюду. Он в фильмах, в рекламе, на детских праздниках, его статуи стоят в торговых центрах, и даже онлайн магазины называют в его честь.

А все потому что Король обезьян крут.

Он просто нереально крут и я сейчас не пытаюсь преувеличивать. Просто чтобы оценить масштаб его крутизны, позвольте мне рассказать вам о первых нескольких главах этой книги.

Все началось с того, на одной горе был камень из которого вылупилась каменная обезьяна. Уже неплохо. Каменная обезьяна резвилась с другими обезьянами и обнаружила водопад, за которым скрывалась глубокая пещера.

За то, что каменная обезьяна обнаружила эту замечательную пещеру и не побоялась преодолеть водопад, она была наречена Королём обезьян, а гора с водопадом и пещерой стали его королевством.

Однажды обезьяны сказали королю, что есть один храм, в котором мастера практикуют кунг-фу и обретают небывалые навыки, в том числе долгую жизнь и вечную молодость.

Король обезьян решил, что почему бы и нет и отправился в храм, где познал искусства 72 превращений, вечную молодость и прочие таинства, однако, неугомонный характер обезьяны вызвал гнев мастеров и они прогнали его из храма, предварительно дав ему имя Сунь-У-Кун. 

Король обезьян вернулся на свою гору, которую к тому моменту захватили злые духи. Хорошенько накостыляв им, он общается с другими обезьянами, которые подначивают его отправиться к королю драконов восточного моря и получить от него оружие достойное короля.

-4

Сунь-У-Кун опять же подумал “почему бы и нет” и отправился на дно морское, где заработал у Короля-дракона что-нибудь поострее да потяжелее. Дракон решил отмахнуться от назойливой обезьяны и принести оружие, которое Сунь-У-Кун точно не сможет даже поднять. Однако обезьяна подняла его как перышко.

Дракон в смятении все таскал и таскал ему оружие, но все было слишком лёгким. Тогда Дракон предложил Сунь-У-Куну забрать драгоценную колонну из королевского дворца. Схватив колонну, Сунь-У-Кун оторвал её от земли и она уменьшилась до размеров посоха, что идеально подходило королю обезьян. Дракон был в шоке от собственной колонны, но уговор есть уговор. Волшебный посох-колонну пришлось отдать. 

Вернувшись на родную гору, Сунь-У-Кун продолжил править, пока однажды не умер во сне. Пока он спал, явились демоны и утащили его в загробный мир. Проснувшись в преисподней и увидев перед собой бога смерти и всяких чертей, был страшно раздосадован… и накостылял всем, кто там был. Дошло до того, что он затребовал принести ему книгу мёртвых и просто-напросто вычеркнул из неё свое имя и имена всех своих обезьян, отменив собственную смерть. 

Могло бы показаться, куда уж дальше, да вот характер у Короля обезьян неугомонный и амбициозный, вот и хочет он все время большего.

Позже небожители (а в Китае их целый пантеон) решили взять неукротимого Сун-У-Куна под контроль и дали ему должность на небесах, впоследствии чего он попал в сады Небесного Императора, где очередное “а почему бы и нет” подтолкнуло его к съеданию плодов дерева бессмертия, которое плодоносит раз в 6000 лет. 

Своим наглым поведением Король обезьян разгневал небесного императора и тот несколько раз слал на него небесные воинства, но все они были разгромлены.

Казалось, что ничто в богатой китайской мифологии не способно победить Сун-У-Куна, но в итоге сам Будда пришел небесам на помощь и сбросил на обезьяну целую гору, тем самым замуровав его на долгие годы. 

Одних только этих приключений хватило бы на целую книгу, однако это лишь вводная часть, само путешествие на запад еще даже не начиналось. 

Танский монах и его реальный прототип

Пока Король обезьян покоился под горой, в историю вводят нового персонажа - Танского монаха, которого посылают в Индию за буддистскими сутрами. Над ним многие читатели привыкли посмеиваться ввиду его глуповатого наивного поведения, хилости и занудства. В добавок ко всему он еще и становится источником проблем для всей группы путешественников, так как среди всяких демонов и оборотней прошел слушок, что мясцо Танского монаха дарует бессмертие.

Вот он и стал лакомым кусочком для всей окружающей нечисти. 

В произведении он незаслуженно отходит на второй план, отдавая центральную роль впоследствии ставшему его учеником и присоединившемуся к путешествию Сун-У-Куну. Незаслуженно, так как его история куда глубже, чем кажется на первый взгляд. 

Сюаньцзан - реальный монах, совершивший паломничество на Запад
Сюаньцзан - реальный монах, совершивший паломничество на Запад

Реальным прототипом Танского монаха была его полная противоположность - Сюаньцзан 玄奘 (602-664), один из четырех великих переводчиков буддийских текстов с санскрита на китайский язык.

Это был отважный путешественник, мудрый и любознательный. 

Все мы знаем, что у монахов есть мирское имя и монашеское имя. Его мирское имя было Чэнь И 陳褘. Довольно рано потеряв родителей, он ушел в монастырь, где жил со своим старшим братом. Там он усердно изучал буддийскую Дхарму 佛法 и весьма преуспел в этом. В 622 году, в возрасте двадцати лет, был пострижен в монахи под именем Сюаньцзан. 

Однако, некоторые важные аспекты буддийского учения оставались для Сюаньцзана не проясненными. Дело в том, что многие буддийские тексты были переведены с санскрита на китайский язык весьма неточно. Ситуация усугублялась ещё и тем, что не было учителей, способных разрешить сомнения молодого монаха. 

Поэтому Сюаньцзан решил отправиться в Индию с целью познать истинное учение Будды. В современном мире ввиду закрытых границ и эпидемиологических локдаунов было непросто пересечь границу Китая, а в те времена опасности были другого рода - земли кишели варварами и опасными зверями. 

Его путешествие в Индию и обратно в Китай продолжалось долгих 17 лет - с 629 по 645 год. Он прошел через 110 земель, расположенных на территории нынешнего Восточного Туркестана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Афганистана, Пакистана, Индии, Непала, Бангладеша. Не раз его жизнь подвергалась смертельной опасности. 

Синий - путь из Китая в Индию, зеленый - путешествия по Индии, красный - путь назад
Синий - путь из Китая в Индию, зеленый - путешествия по Индии, красный - путь назад

Всего он перевел с санскрита на китайский язык 1330 сочинений. 

По итогам своего путешествия Сюаньцзан составил "Записи о [путешествии] в Западный край [во времена] Великой Тан" 大唐西域记, состоящие из 120 тысяч иероглифов. В этом тексте содержатся ценные сведения по истории, географии, религии, политике, экономике, народных обычаях и т.д. тех стран, через которые проходил его маршрут. Это сочинение не потеряло своей научной значимости до сих пор. 

Кроме того, он основал собственную школу "фасян" (法相).

Это оказало огромное влияние на дальнейшее развитие китайского буддизма и, в частности, на формирование чань-буддизма (яп. дзэн), определившего на многие века облик всего дальневосточного буддизма. Вот такая незаурядная личность. Помните об этом, когда будете читать "путешествие на запад" и ловить фэйспалмы от занудного Танского монаха и восторгаться Королем обезьян. 

Мы кого-то забыли?

Но не будем забывать, что за время своего путешествия монах Сюаньцзан и Король обезьян встретили еще нескольких персонажей, присоединившихся к походу - Чжу Бадзе и Шасэна.

Чжу Бадзе - это огромный толстяк с головой свиньи, который представляет собой полную противоположность, как Сун-У-Куну, так и Сюаньцзану. Он ленив, глуповат, падок на всевозможные соблазны, но добр и предан команде. Он добавляет комедийный элемент в роман, влипая во множество несуразных ситуаций - то демон под видом красотки его соблазнит, то сожрет что-нибудь священное. 

Ша Уцзин
Ша Уцзин

Четвертый спутник - Ша Уцзин, бывший небесный генерал, случайно разбивший вазу в дворце небесного императора, за что был изгнан с небес. Вроде бы, подумаешь, ваза, однако на небесах все строго. Скрываясь от небесного воинства, он спрятался в реке и постепенно превратился в песчаного демона-людоеда, терзаемого чувством вины, но продолжающим падать все ниже и ниже в моральном плане. Встреча с монахом и его спутниками стали для него шансом на искупление и последней возможностью вернуться на Небеса. 

Кроме того, они повстречали принца-дракона, который тоже был наказан небесами за проступки. Впоследствии и он присоединяется к группе в обличии коня, на котором ездит монах. 

Вот и вся команда. Такому набору персонажей позавидовали бы современные сценаристы ситкомов.

Кстати, структурно "путешествие на запад" очень сильно напоминает телесериалы, где каждая серия и каждая глава это отдельный эпизод из приключений главных героев. В середине романа главы можно перемешать между собой и вряд ли кто-то это заметит.

Ввиду такой структуры немудрено, что в Китае вышло множество сериалов, основанных на Путешествии на запад. И не только в Китае. Чтобы вы поняли насколько серьезно китайцы относятся к данному произведению и персонажам, в Китае даже есть династия актеров, которые из поколения в поколения играют Сун-У-Куна в кино, театре и опере.

Подытоживая все сказанное, хотелось бы сказать, что Путешествие на запад это практически энциклопедия китайской и буддистской мифологии и истории. Если вы хотели бы ознакомиться с этой темой в максимально веселой и ненапряженной манере, то Путешествие на запад обязательно к прочтению. 

Чем же закончился роман? Это я вам предлагаю узнать самим. Но маленький спойлер - хэппи энд там точно присутствует.

-10