Сегодня в нашей рубрике #КүпмилләтлеТатарстан мы хотим познакомить Вас с интересными мифами удмуртского народа.
Легенда об Италмас
Жила в Алнашах скромная девушка. Италмасом звали. Нравились ей цвета желтый и зеленый. И на работе, и на игрищах – везде можно было её увидеть в желтом платье и зеленом фартуке и переднике.
Всем нравилась девушка своим трудолюбием. Но к сожалению, раньше редко показывалось счастье таким людям. Италмас тоже оказалась несчастливой. Однажды из дальней деревни приехали какие-то люди, чтобы выкрасть её для своего богатого родственника. Выждали они её у берега Тоймы, куда она пришла на свидание к своему любимому – смелому охотнику Замбатыру.
Не знала, не ведала она, что её друг лежит связанный недалеко от места встречи. Бросились непрошенные люди на Италмас, но ей удалось вырваться из их рук и спрятаться в густой траве. Она стала шептать какие-то слова, произносить заклинание. И после этого все заволокло густым туманом, а девушка исчезла. Когда туман рассеялся, луг преобразился – сплошь покрылся золотыми цветками, а Италмас будто растаяла.
В том месте, где лежал Замбатыр, появилась заросль рогоза, а похитители, видимо, превратились вместе с лошадьми в конский щавель. С тех пор удмурты купальницу, или иначе купаву, называют Италмасом.
Легенда о Черном озере
Давным-давно в этих местах поселились удмурты: и дороги есть, и река, и охотиться можно удачно. Богато зажили люди.
Жили-были они, охотились и уходили все глубже и глубже в лес. Однажды подошли к большому озеру. У озера, которое показалось черным, удмурты увидели целую семью вумуртов (вумурт — в поверьях удмуртов водяной дух).
Вумурты сидели на листьях травы, покрытых свежей росой, и умывались. Почувствовав запах человека, они тут же исчезли в черном озере. Охотники испугались, но подошли ближе к озеру. Оно было спокойным. Первые лучи солнца скользнули по верхушкам деревьев, рыба заплескалась в воде, то и дело взлетая над поверхностью.
Охотники оповестили родичей об этом озере. Мол, нашли озеро, в котором много рыбы. Вот пришли сюда рыбаки рыбачить, но ни одной рыбки не поймали. Тогда старики стали держать совет.
- Вумурты, видно, рассердились на нас. Надо молебен справить. Пусть дадут нам хороший улов, пусть всех наших родственников накормят рыбой.
Сказали и сделали все, что надо. И рыба начала ловиться. Все село стало сытым. А в один день так много поймали рыбы - больше некуда.
Долго ли, коротко ли жили так - неизвестно.
Однажды по дороге проходили цыгане. Им понравилось место у озера. Разбили они шатры, зашумели. Одна цыганка спустилась к озеру и стала полоскать в нем пеленки. Суровым, страшным вдруг стало озеро. Черным - черно стало, волны забились о берег, вода точно закипела. А цыганка ничуть не испугалась, знай себе полощет. Черное озеро, которое так любило чистоту, не сдержало своего гнева. А тут еще цыганка на виду у него развесила выполосканные пеленки. Особенно сильно забушевало озеро после этого. Солнце спряталось вдруг. Черные тучи заволокли небо. Молнии одна за другой разрезали воздух.
Тогда из черного озера вышли большие, с саженными рогами, свирепые быки. Из ноздрей огонь пышет, что ни шаг - сажень. Они обошли озеро кругом. Ревут так, что уши глохнут. Под ногами земля содрогается от их тяжести. Из глубины озера послышался печальный голос. Потом быки, сотрясая землю, потащили черное озеро вместе с рыбой и водой прочь от этого места. Говорят, оно в одну ночь после бури появилось в горах.
Так черное озеро перекочевало на возвышенность, а на его прежнем месте сухой камыш остался.
Перекочевав, озеро продолжало сердиться на удмуртов и не стало давать рыбы. Только маленькие щурята еще попадаются в нем иногда.
Последнее явление Кылдысина
Кылдысин (от удм. кылдытись — творящий, творец), — одно из верховных божеств в традиционных верованиях удмуртов, связанный с плодородием. Сокращенная форма имени — Кылчин.
Считалось, что именно Кылдысин научил людей скотоводству, земледелию, ткачеству и прочим ремеслам. В древние времена бог плодородия жил на земле среди людей. Седой, в белой длинной одежде, высокий, он с улыбкой смотрел на то, как возделывают поля удмурты, «одетые в такие же белые одежды, как и сам Кылдысин». Бог любил ходить по полям селян и следить за их посевами.
Однако со временем людей обуяла жадность: они настолько расширили свои поля, что богу стало негде ходить; они перестали одеваться как Кылдысин, и начали красить свои одежды в синий цвет. Оскорбленный бог плодородия удалился на небо, тем самым завершив времена изобилия.
Люди долго умоляли бога вернуться к ним. Удмуртам удалось умолить Кылдысина показаться им в каком-угодно облике, и божество появилось на вершине березы в образе красной белки. Охотникам удалось подстрелить белку, но та, падая, превратилась в рябчика, после в тетерева, а затем — в рыбу и скрылся в воде.
Больше Кылдысин людям не являлся.
В память о последнем возвращении Кылдысина у каждого рода удмуртов в специальном культовом коробе воршуда хранятся беличья шкурка, щепа или ветка березы, крыло рябчика, перья тетерева и челюсть щуки.