Начать придется издалека - с 1974 года, когда Артур Элфин, на тот момент служивший в чине первого лейтенанта армии США, отправился в отпуске на свое первое сафари. Время и место он выбрал, конечно, лучше не придумаешь: как раз в то время, когда он добрался до Мозамбика, там активизировались боевые отряды ФРЕЛИМО (что в следующем году привело к провозглашению независимоcти Народной Республики Мозамбик). Плюс к этому добавился несчастный случай с его товарищем, который на своей шкуре проверил, что против капского буйвола патрона .458 Winchester Magnum может и не хватить с гарантией.
Но, несмотря на неудачное сафари, он реально "заболел" африканской охотой - а, будучи по специальности оружейником, неизбежно пришел к идее создания собственного "африканского" патрона и оружия под него.
Спустя пять лет экспериментов им была открыта компания A-Square, которая и начала выпуск сконструированных Элфином винтовок. Все они получали имена исторических полководцев: "Ганнибал", "Гамилькар", "Чингиз-хан" и так далее.
За основу мастер взял, естественно, "маузеровскую" затворную группу - она к этому времени стала настоящей классикой африканских охот, спокойно работая с наиболее мощными патронами своего времени. Сохранив запирание и контролируемую подачу патронов, Элфин перенес предохранитель набок, чтобы иметь возможность низкой установки прицелов, чему родной "маузеровский" флажок мешал. Предохранитель одновременно отводил назад ударник и блокировал затвор.
Выбор патронов, причем весьма специфических, был велик, включая и собственные разработки Элфина. Например, патрон .495 A-Square Magnum (истинный калибр - .510) отправлял 600-грановую (38,9 г) пулю в полет со скоростью 716 м/с - то есть речь шла о дульной энергии чуть меньше 10 кДж, при этом на дистанции в 300 метров пуля сохраняла энергию более 5 кДж.
Работа Элфина принесла ему успех: уже в 1984 году он получил контракты в Зимбабве и Ботсване, поставляя управлениям национальных парков и охотникам-гидам свое оружие. В 1990-х компания A-Square была принята в SAAMI (некоммерческая ассоциация, стандартизирующая в США патроны и методы их испытания), а Элфин стал членом ее Исполнительного совета.
Вообще, запасу энергии этого человека можно только завидовать. Он умудрялся сочетать оружейный бизнес и со службой в армии (в отставку он ушел только в 1997 году в чине подполковника), и с преподаванием (как в Вест-Пойнте, так и в "гражданских" университетах), и с работой в качестве независимого эксперта, выступая в судах (самый забавный случай - когда ему довелось выступать в 1982 году в иске, поданном к производителю оружия четырьмя моряками, пострадавшими из-за неисправности BAR M1918A2, тогда все еще использовавшейся флотом).
В этом деле речь шла о винтовке Браунинга M1918A2 (BAR), изготовленной для Второй мировой войны. Винтовка входила в состав корабельного вооружения (в 1977 году) и использовалась для учебных стрельб с кормы корабля. Во время маневра винтовка упала и тут же выпустила все 20 пуль, пробив ноги 4 матросам, прежде чем прекратить огонь.
Компания New England Small Arms произвела эту BAR (и более 180000 других в период с 1942 по 1944 годы). После длительного судебного процесса суд постановил, что компания-правопреемник New England Arms может быть привлечена к ответственности.
Обе стороны обратились за помощью в Министерство обороны. Им нужен был специалист по проектированию и производству огнестрельного оружия. Минобороны отправило их в Военную академию Соединенных Штатов в Вест-Пойнте, где я в то время был доцентом.
При осмотре BAR (на глазах у множества адвокатов) менее чем за 5 минут было обнаружено, что носик шептала и выемка зацепления шептала на затворе отколоты. Это повреждение позволяло BAR нормально функционировать, но, если оружие было заряжено и взведено (BAR стреляет с открытого затвора), толчок позволил бы затвору соскочить с шептала. Таким образом, я воспроизвел инцидент.
Четверо моряков, которые никогда больше не будут ходить нормально, получили немного долларов и теперь живут в штатском.
Артур Элфин
Плюс к этому он еще написал три книги и снимал видеолекции, например:
И, естественно, если мы говорим об Элфине и A-Square, то нельзя пройти мимо самого мощного патрона, созданного им. В 1993 году на фирму пришел запрос из Зимбабве на разработку патрона для "оружия последнего шанса" - винтовки, с которой гид прикрывает своих клиенетов на сафари. От подобных патронов не требуется высокая баллистика, зато нужно предельное останавливающее действие: тот же капский буйвол в рывке превращается в настоящий танк, способный выдерживать очень серьезные травмы, да и вообще характер у него тот еще.
Что ж, свое название патрон .577 Tyrannosaur, он же .577 T-Rex, заслужил однозначно. Неизвестно, насколько крепкими на рану были тираннозавры, но почти 14 кДж дульной энергии при массе пули в 48,6 г - это ни разу не шутки. Патрон обогнал по энергии даже .700 NitroExpress. Под него были изготовлены стволы для винтовок A-Square Hannibal.
Естественно, за все нужно платить. Патрон обеспечивал винтовке весом в 5,9 кг энергию отдачи порядка 233 Дж - это, пардон, более чем вдвое больше в сравнении с "каким-нибудь" .500 NitroExpress, который особо-то комфортным при стрельбе не назовешь.
В 2011 году, к сожалению, вся деятельность Элфина резко прекратилась. Его жена, детский писатель Элейн Элфин, перенесла тяжелый инсульт и была полностью парализована. Отставной подполковник буквально заперся с ней дома, оборудовав в нем полноценную больничную палату, и не оставлял жену до ее смерти в 2014 году, затем и сам уже начал иметь серьезные проблемы со здоровьем (в частности, пришлось провести имплантацию кардиостимулятора и почти год провести в больнице). За это время фирма A-Square, 80% которой еще в 2010 году пришлось продать компании Broadsword Group LLC, успела почти отдать концы под новым управлением, только в 2013 году более-менее оживя. Элфин же, восстановившись после больницы, к бизнесу не вернулся, оставив для себя амплуа эксперта по огнестрельному оружию.