Лучшей среди дошкольных педагогов на региональном этапе всероссийского конкурса стала музыкальный руководитель Полтавского детского сада «Родничок» Наталья Давыдова.
В интервью omsk.aif.ru победительница рассказала о том, как можно, придя в профессию случайно, влюбиться в неё и связать с ней всю свою жизнь.
Миссия выполнима
Ирина Аксёнова, omsk.aif.ru: Наталья, как давно вы работаете в сфере образования?
Наталья Давыдова: Музыкальным руководителем в детском саду работаю семь лет, а по профессии я учитель немецкого языка. Работала по специальности около пяти лет в Полтавской школе № 2, потом меня привлекла музыкальная деятельность. Специального образования в этом направлении у меня нет, за плечами только музыкальная школа. Но это не стало преградой, прошла профпереподготовку, получила диплом и занимаюсь любимым делом.
- Педагогическое образование получали осознанно или, как это часто бывает, потому что родители посоветовали либо за компанию с подружкой?
- Признаюсь честно, мечтала стать детским врачом, но в медицинский институт поступить не получилось. Три месяца просидела дома в расстройстве, а потом мне предложили попробовать себя в роли учителя немецкого языка в одной из школ нашего района. Иностранный язык хорошо знала. Поработала два года и поняла, что надо получать профессиональное образование.
К тому времени мечта посвятить себя спасению жизней уже забылась напрочь. Поняла, что не менее благородное дело выполняют те, кто воспитывает и обучает детей.
- Назовите плюсы и минусы вашей профессии.
- Никогда не нужно искать минусы в своей профессии; главное - отношение к своему делу, ощущение его важности. Минусы нужно искать в себе, чтобы улучшать личностные или профессиональные качества и превращать их в плюсы.
Я лучше назову два «жирных» плюса моей профессии. Первый: занятие любимым делом - музыкой. А второй - общение с детьми, возможность научить их ценить и любить не только музыку, но и искусство в целом, быть эмоционально отзывчивыми, позитивными, активными и инициативными.
Чтобы в глазах горел огонёк
- Помните свой первый рабочий день в детском саду?
- Такое не забывается. Это был настоящий форс-мажор. На работу вышла за две недели до новогодних утренников. Времени на подготовку к празднику оставалось мало. А подготовить надо было не один сценарий и не один музыкальный материал для всех групп, а шесть разных. Помог опыт многодетной мамы, хормейстера и педагога по вокалу.
- За семь лет работы в дошкольном учреждении замечаете изменения в детях? Какими были ваши первые воспитанники и каковы те, кто пришёл в этом году?
- В любое время дети остаются детьми. Они отзывчивые, доверчивые, любопытные почемучки, но всё-таки небольшое различие есть. Жизнь идёт, времена меняются, развиваются ИТ-технологии, дети пользуются дома гаджетами, имеют возможность получать больше информации.
Поэтому с каждым годом мои маленькие воспитанники становятся более продвинутыми, стремятся поделиться со мной своими знаниями, легко идут на общение. Они открытые, раскрепощённые, коммуникабельные. Мне это очень нравится.
- Вы попробовали себя в учительской и воспитательской ролях. Где работать легче и интереснее?
- С детьми любого возраста интересно, просто у них разное мировоззрение, отношение к вещам. Главное - найти подход к ребёнку. Малыши - отзывчивые, откровенные: что думают, то и говорят, и я ценю в них это. Ребята постарше более любопытны, они изучают педагога, оценивают, как он им преподносит знания по предмету, ищут, как найти контакт с учителем.
Дети, независимо от того, сколько им лет, чувствуют настроение своего наставника, его отношение к ним. Если он любит их, ценит, они никогда не обидят его и не скажут о нём плохого слова, они стараются и по его предмету успевать. Самое главное, чтобы и у учителя, и у детей от взаимного общения горел в глазах огонёк.
- Огонёк горит у вас в глазах, когда вы говорите о детях. Что кроме любви к профессии и к своим ученикам должен нести в себе педагог?
- Учитель обязательно должен быть добропорядочным, ценить личность каждого ребёнка, не важно, маленький он или большой, отличник или троечник, спокойный или хулиганистый, нужно уважать интересы и чувства детей.
Учитель не имеет права обидеть ребёнка, ни при каких обстоятельствах он не должен позволять себе равнодушное или грубое отношение. Педагог, не испытывающий любви и уважения к своим воспитанникам, не может так называться.
Конечно, и в профессиональном плане обязательно нужно идти в ногу со временем, изучать разные педагогические методики и приёмы, всё, что улучшит рабочие навыки. И это нужно опять же не только для себя, но и для детей, чтобы донести до них что-то новое, развить какие-то качества.
Талант педагога в успехах учеников
- Как удаётся справляться с группой малышей, привлечь их внимание, настроить на работу?
- В работе с малышами подсознательно вспоминаются родные дети, когда они были такими же крохами. Непроизвольно просыпается чувство материнства, хочется окружить их любовью и заботой. Занятия стараюсь строить так, чтобы вызвать у ребят интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Большое значение для малышей имеет интонация педагога, то, как он выражает свои эмоции, его отношение к жизненным ситуациям. И обязательно нужно хвалить малыша, чтобы ребёнку было комфортно и он чувствовал себя раскрепощённо, как дома.
Моя задача - развить у детей чувство ритма с помощью методов наглядного моделирования. Изюминкой моих занятий можно назвать музыкально-ритмический домик, используемый в работе. Он выполнен из большой картонной коробки, со всех сторон обшитой тканью с кармашками, в которые вставлены символы так называемой музыкальной азбуки - ритмические рисунки.
Ребята учат их как буквы в алфавите, а потом уже могут читать по этой азбуке, играя, танцуя или исполняя песни. Именно достижения воспитанников отражают результат работы, усердия и неравнодушного отношения педагога к делу. Об успешности педагога говорят успехи его учеников.
- А о вашей успешности говорит диплом победителя конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года - 2023».
- Я участвовала в конкурсе с настроем не на какое-то призовое место, а на новые знания, интересное общение. Моё жизненное кредо - получать удовольствие от жизни, работы, общественной деятельности, выступлений. Поэтому на победу не рассчитывала, но выложиться старалась на все 100%. Идти в ногу со временем, делиться опытом и перенимать его у коллег - главный успех каждого конкурсанта.
- Теперь вам предстоит отстаивать честь Омского региона на федеральном уровне. Готовы к этому?
- Внутри у меня спокойствие; думаю, всё получится. Ответственность большая, но с поддержкой коллектива, коллег, родных и друзей всё по плечу.