Я уже писал в начале года о том, как Амурская городская прокуратура выявила отсутствие в БУЗе 23 врачей, что повлекло наложение на медицинскую организацию административной ответственности в виде предупреждения (ссылка в конце публикации).
Данная тема продолжает развитие.
Прокуратурой г. Сосногорска Республики Коми при проверке ГБУЗ РК «Сосногорская центральная районная больница» было установлено, что Сосногорской ЦРБ была выдана лицензия на осуществление следующих медицинских услуг: в г. Сосногорске - кардиология, детская хирургия, в п. Нижний Одес – кардиология, ультразвуковая диагностика, терапия при оказании паллиативной помощи.
Однако, фактически данные услуги не оказывались в связи с отсутствием в штате учреждения данных медицинских работников: врача-кардиолога и врача ультразвуковой диагностики для оказания первичной медико-санитарной помощи при оказании специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по кардиологии, ультразвуковой диагностике, врача-терапевта по оказанию паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях в п. Нижний Одес; врача детского хирурга для оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по детской хирургии в г. Сосногорске.
Прокурор обратился с заявлением в суд о привлечении БУЗа к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ ввиду осуществления ГБУЗ РК «Сосногорская центральная районная больница» деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Отсутствие работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг), заключивших трудовые договоры с работодателем, является нарушением пп. «в» п.5 Положения о лицензировании, а также Приказа Минздрава России от 07 марта 2018 года № 92н, Приказа Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н.
Постановлением суда от 13.04.2023 ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 75 000 рублей.
Мой комментарий
1. Обращаю внимание на разброс судебного усмотрения: в Хабаровском крае БУЗу за отсутствие врачей наказание только в виде предупреждения, а в Республике Коми уже 75 000 рублей. Вероятно, судья в Сосногорске более требователен к медицинской организации. Возможно считает, что после наложения штрафа врачи в «Сосногорская ЦРБ» появятся?
2. Полагаю, что подобных ЦРБ, в которых лицензия есть, а врачей по лицензируемому виду деятельности нет - достаточно много, особенно на периферии регионов.
Как это еще до них не добрались прокурорские работники, ведь им можно без особых юридических оснований заполучить единицу для годового отчета о выявленных нарушениях в здравоохранении и действиях в защиту интересов граждан. Еще и бюджет государства пополнится штрафами!
3. А теперь о пробелах законодательного регулирования лицензирования медицинской деятельности.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предполагает возможности приостановления действия лицензии лицензирующим органом за невыполнение лицензионных требований.
Сама медицинская организация таким правом не обладает. Она может только прекратить действие лицензии через соответствующее уведомление лицензирующего органа. Т.е. в рассматриваем случае с Сосногорской ЦРБ главный врач в отсутствии врачей необходимых специальностей мог прекратить действие лицензии и тогда бы прокурор не выявил грубых нарушений лицензионных требований, и больница не получила бы штраф в 75 000 рублей.
Но тогда возникает другая проблема.
Спрогнозируем, что в Сосногорскую ЦРБ массово и внезапно трудоустроились кардиологи, детские хирургии, терапевты, врачи ультразвуковой диагностики 😊. Главному врачу тогда придется по новой лицензировать данные виды медицинской деятельности, направляя в лицензирующий орган установленный пакет документов. Лицензирующий орган обязан проверить соответствие лицензиата лицензионным требованиям. И не факт, что найдет их выполненными.
Поскольку дефицит кадров первичного звена здравоохранения создан регулирующей ролью государства, что приводит к вынужденному невыполнению лицензионных требований, то оно должно предоставить БУЗам и право временного приостановления действия лицензии с упрощенным восстановлением. Подобный подход справедлив, не так ли?
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
Обсудить проблемы на работе с медицинским юристом Алексеем Пановым. Получить консультацию, для этого оформить заявку.
Буду признателен за оценку статьи «пальцем вверх». Можно сохранить публикацию, нажав три точки справа сверху над статьей.
Пишите комментарии. Рекомендуйте коллегам!
Прокуратура выявила отсутствие в БУЗе 23 врачей. Главный врач должен сплясать для их привлечения?