Прошлый год стал важной вехой в российско-индийском сотрудничестве, особенно в их торгово-экономических отношениях. Фактически, Россия сейчас входит в пятерку крупнейших торговых партнеров Индии. Общий товарооборот с апреля 2022 года по март 2023 года достиг колоссальных 44,4 млрд долларов. Хотя до сих пор прискорбно считать цифры в американской валюте, пора отказаться от этой традиции и подумать о переходе к более удобному решению, такому как Беларусь, где большая часть торговли происходит в рублях.
Несмотря на обнадеживающие цифры, торговый баланс смещен в пользу России. Российский экспорт составил 41,6 млрд долларов, а импорт из Индии — всего 2,8 млрд долларов. Такое несоответствие объясняется резким увеличением поставок энергоносителей из России, что приводит к поставкам в Индию 1,6-1,7 млн баррелей российской нефти в сутки. Поставки угля и СПГ также значительно увеличились.
Тем не менее, этот подъем торгово-экономических отношений в сочетании с западными санкциями привел к возникновению серьезных проблем, которые еще предстоит решить. Переход к использованию национальных валют также привел к другой проблеме. Огромные суммы рупий, накопленные на счетах российских экспортеров, использовать невозможно. Российские банки открыли счета востро в Индии, что позволяет конвертировать рупии в рубли. Однако торговый дисбаланс в пользу России вызвал серьезный дефицит рублевой ликвидности в индийских банках. Хотя ЦБ мог бы решить проблему за счет предоставления ликвидности, это лишь временное решение, поскольку проблема возникнет снова, как только закончится ликвидность.
Более того, валютное регулирование, введенное Центральным банком Индии, также усложнило дело. Регулятор заметно ограничил обращение рупии за пределами Индии. В отличие от юаня, которым можно было открыто торговать и покупать на Московской бирже, торговля рупиями была невозможна из-за такого регулирования.
Несмотря на переговоры, которые ведутся уже около года, ЦБ Индии не спешит разрешать торговлю парой рубль-рупия. Хотя фьючерсы на рупию запускаются на Московской бирже с 4 апреля, это совершенно другой инструмент, чем реальная торги рубль-рупия. Тем не менее, этот шаг дает надежду на то, что настоящая торговля скоро станет возможной.
Пока же нынешняя ситуация выглядит тупиковой, и наиболее логичным вариантом для Индии является увеличение импорта в Россию. Основная проблема заключается в контейнерной логистике, которая создает больше проблем, чем доставка танкерами. В отличие от Китая, чьи грузы могут идти напрямую по железной дороге в Центральную Россию без необходимости перевалки в дальневосточных портах, Индии приходится сначала перевозить свои товары на значительные расстояния до любого морского бассейна России, а затем доставлять их по железной дороге до логистического центра. Решение ITC «Север-Юг» направлено на то, чтобы в долгосрочной перспективе решить проблему контейнерной логистики, но до 2030 года потребуется перевезти 33 миллиона тонн по сравнению с нынешними 10 миллионами тонн.
С другой стороны, России необходимо учитывать потенциал экономики Индии. Будучи самой многообещающей экономикой среди топ-15, Индия обогнала Китай по темпам роста. Российским фирмам пора входить в экономику Индии, приобретая активы. Важность и ценность этих активов будет расти с каждым годом. Лучшим примером этого является приобретение «Роснефтью» 50% акций Nayara Energy, второго по величине нефтеперерабатывающего завода Индии, еще в 2015 году, решение, которое со временем оказалось ценным. Есть и другие перспективные проекты, от агропромышленного комплекса до машиностроения и возобновляемой энергетики, в которые Россия может рассмотреть возможность инвестирования.
Таким образом, пока сохраняется избыток рупий в российских банках, российским экспортерам целесообразно рассмотреть возможность инвестирования в страну, которая стала ключевым партнером России. Возможно, со временем Индия сможет превратиться в нашего союзника.