Найти в Дзене
Игорь Конорев

Образование села Перекоповка Семилукского района

Перекоповка – село Семилукского района, расположенное в котловине, врезавшейся острой косой в пределы Воронежской области, на правом берегу реки Кобылья Снова, по обеим сторонам ручья Перекоповки. От имени последнего произошло и официальное название села. Согласно местному преданию, первым жителем и основателем деревни Перекоповка был крестьянин Муран, поселившийся в районе реки Кобылья Снова ещё в начале 17-го века. В честь него своё второе название получила и деревня – Мурановка. Во второй половине 18-го века, в период с 1762-го по 1782-й год, из деревни Красная Поляна Орловской губернии из-за недостатка воды в деревню Перекоповка переселились однодворческие семьи Заниных, Залатых, Золотых, Крицыных, Крыцыных, Рябцевых, Савельевых и Масловых, а также отставные капрал Савельев Ефим Дементьевич и солдат Занин Никита Данилович. Класс однодворцев состоял из служивых людей, детей боярских, стрельцов, копейщиков, пушкарей, казаков и т. д., которые с конца 16-го века несли дозорную и сторо

Перекоповкасело Семилукского района, расположенное в котловине, врезавшейся острой косой в пределы Воронежской области, на правом берегу реки Кобылья Снова, по обеим сторонам ручья Перекоповки. От имени последнего произошло и официальное название села.

http://www.etomesto.ru/map
http://www.etomesto.ru/map

Согласно местному преданию, первым жителем и основателем деревни Перекоповка был крестьянин Муран, поселившийся в районе реки Кобылья Снова ещё в начале 17-го века. В честь него своё второе название получила и деревня – Мурановка.

Из книги «Историческое описание церквей, приходов и монастырей  Орловской епархии», 1905 г.
Из книги «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии», 1905 г.

Во второй половине 18-го века, в период с 1762-го по 1782-й год, из деревни Красная Поляна Орловской губернии из-за недостатка воды в деревню Перекоповка переселились однодворческие семьи Заниных, Залатых, Золотых, Крицыных, Крыцыных, Рябцевых, Савельевых и Масловых, а также отставные капрал Савельев Ефим Дементьевич и солдат Занин Никита Данилович.

Фотография Жана Рауля Ксавье
Фотография Жана Рауля Ксавье

Класс однодворцев состоял из служивых людей, детей боярских, стрельцов, копейщиков, пушкарей, казаков и т. д., которые с конца 16-го века несли дозорную и сторожевую службу на южной границе Русского государства. Однодворцы считались сельскими обывателями, приписанными к военной службе, и подчинялись военному ведомству. В случае потенциальной опасности они быстро и умело объединялись в полки, чему способствовала их боевая подготовка.

В 1764-м году для однодворцев был установлен обязательный пятнадцатилетний срок пограничной службы, за которую правительство выделяло им в пожизненное пользование, с правом наследования небольшие земельные участки.

-4
Однодворцы были хорошими земледельцами: «… никакое землеведение не определит вам хозяйственного достоинства той или другой десятины так, как однодворец это знает исстари, по преданиям отца и деда, и, так сказать, по чутью. Он знает, когда что посеять, в какой день, даже в какой час дня, по весьма верным приметам… он приобрел все эти сведения… опытом жизни, сросшись, так сказать, со своею природною местностью» [1].

На протяжении веков однодворцы сохраняли особенности своей самобытной культуры: традиционный женский костюм, своеобразный елецкий говор, поведенческий стереотип, отличный от других групп крестьян. Отличительными чертами характера однодворцев являлись верность традициям, чувство собственного достоинства, хозяйственность, патриотизм [2].

Первоначально Перекоповка принадлежала Воронежской губернии. В 1778-м году она вошла в состав Елецкого уезда Орловского наместничества, в 1796-м году – в состав Орловской губернии.

Савельев Григорий Дмитриевич: «Заселение Перекоповки началось с так называемых «Бугров», находящихся на юго-востоке оконечности села на высоких берегах балки. Места, где сейчас находятся улицы Большак, Беляевка, Лагутин, Майоровка, заселялись довольно позже. Это объясняется тем, что в те времена на этих улицах были сплошные болотистые места и озёра. Переселенцам приходилось засаживать эти места лозой и делать всевозможные дренажи влажных участков. Таким образом местность осушалась».

В конце 18-го века деревня состояла из одной улицы, вдоль которой располагались деревянные дома из боровой сосны и ели. В тесноте здесь жили, как правило, 8-10 человек.

-5

Печь обычно стояла в правом углу от входа. Её возводили на отдельном фундаменте, чтобы она не перекосила избы. Материалом служила особо прочная глина. На высоте примерно двух метров устраивалась лежанка. Сбоку к печи пристраивался небольшой закуток, где обычно содержались теленок, ягнята. На крыше закутка было спальное место, пожалуй, самое удобное в доме: не холодное, как на скамье, и не жаркое, как на печи [3].

На лавках и прилавках обычно спали взрослые члены семьи, на печи - старики и дети. У самого потолка помещались настилы - полати, на которых спали подростки, здесь же хранились и вещи. К потолочной балке привешивалась люлька - детская колыбель [3].

При входе в избу, по правую сторону от двери, под святым углом, в котором располагались иконы, стоял обеденный стол. Вдоль боковой стены с окнами стояла еще одна лавка, от неё в сторону печи отходила короткая, но достаточно широкая скамья, на которой готовилась пища, стояли вёдра с водой, посуда.

Вдоль всех стен, не занятых печью, тянулись широкие лавки, тёсанные из самых крупных деревьев. Предназначены они были не столько для сиденья, сколько для сна. Лавки намертво прикреплялись к стене. Другой важной мебелью считались скамьи и табуретки, которые можно было свободно переносить с места на место, когда приходили гости. Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки - полавочники, на которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т.п [3].

Особой гордостью хозяек того времени были точёные, резные и расписные прялки, которые обычно ставили на видное место: они служили не только орудием труда, но и украшением жилища.

-6

Подавляющее большинство однодворцев выбирало себе в жёны представительниц своего сословия.

Однодворческие женщины хорошо готовили. Стол у них, был хоть и небогатый, но разнообразный. Многие старинные кушанья можно было попробовать именно в однодворческих семьях. Например, саламата - густой, как каша, молочный суп, также суп с салом или маслом, густо заправленный гречневой, просяной или пшеничной мукой [2].

Жёны однодворцев носили рубахи с высоким воротом, с широкими, суживающимися к концу рукавами, широкие юбки-андараки из клетчатой шерстяной материи. Ткани домотканой одежды однодворцы окрашивали растительными красителями. При этом красный цвет всегда был наиболее предпочтителен, он считался цветом плодородия, света и долголетия [2].

Женское платье тамбовских переселенцев-однодворцев. Фотография с выставки «Феномен народного костюма» г. Оренбург
Женское платье тамбовских переселенцев-однодворцев. Фотография с выставки «Феномен народного костюма» г. Оренбург
-8

Исследователи жизни и культуры однодворцев отмечают хождение в их среде рукописных книг, сборников религиозного и светского содержания, записей молитв, духовных стихов, певческих сборников, лечебников (травников) и т. д.

Элементарной грамотности детей однодворцев нередко обучали священники и служащие церковного причта. Однако, большинство детей обучалось у грамотных родителей.

Первым официальным документом деревни стала 4-я ревизская сказка 1782-го года, в которой записаны жители Перекоповки, переселившиеся из Красной Поляны.

-9

Записи в ревизских сказках делались по дворам, первым записывался глава семейства, далее – его родственники с указание степени родства. В документ также вносились данные о сословной принадлежности, возрасте, месте рождения и постоянного жительства, информация о перемещении (переселён, переведён в другую деревню, в неизвестной отлучке, в бегах и пр.) и т. д.

В 1782-м году в деревне Перекоповка насчитывалось 14 дворов и 117 однодворцев (52 - мужского пола, 65 - женского пола) [4].

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. МБУК Елецкий городской краеведческий музей. Цикл бесед о русской традиционной народной культуре и региональных историко-культурных особенностях Елецкого края. Однодворцы Елецкого края. - https://eletsmuseum.ru/cikl-besed-o-russkoj-tradicionnoj-narodnoj-kulture-i-regionalnyx-istoriko-kulturnyx-osobennostyax-eleckogo-kraya-2/

2. Бельский А. Однодворцы Елецкого края. - https://proza.ru/2022/05/04/519?ysclid=l6111snezg224906052

3. Быт и народная культура Орловской губернии в 18-м веке. - https://infopedia.su/25x16370.html?ysclid=lh1dstihm7353228936

4. Проект «Наши предки». Перекоповка, деревня Семилукского района Воронежской области. - https://www.nashi-predki.ru/wiki/Перекоповка,_деревня_Семилукского_района_Воронежской_области