Найти тему
Белорус и Я

Высоцкий сыграл танкиста, а Лев Дуров – Христа. Забытые шедевры «Беларусьфильма»

Оглавление
Вспомним некоторые из подзабытых художественных фильмов 1960-х – одного из самых ярких периодов истории белорусского кино. Да, у многих из этих лент не было славы или кассовых сборов «Белых Рос» или «Приключений Буратино», зато актёрский состав – на загляденье!

С послевоенных лет и по сей день белорусское кино ассоциируется с брендом «Беларусьфильм». Нередко в лентах минской киностудии играли суперзвёзды советского кино – московские и ленинградские артисты. Но даже при таком преимуществе некоторые из более чем 300 снятых в послевоенной БССР художественных лент зрители уже не помнят. Одни картины не сильно раскручивали в прокате, по другим прошлись ножницы киноцензоров.

Шурик стал танкистом

Дважды снимался на «Беларусьфильме» ленинградский артист Александр Демьяненко – тот самый Шурик из комедий Леонида Гайдая. И первая картина с его участием вышла на минской студии в 1966 году, сразу после «Операции «Ы» и других приключений Шурика». Потому-то на постере к драме «Сколько лет, сколько зим!» белорусы смело поставили портрет актёра и крупным шрифтом представили его как исполнителя главной роли.

-2

Видевшие картину называют её одной из лучших в актёрском багаже Демьяненко. Однако фильм о том, как после войны сельский учитель истории возвращается в профессию и семью, где спасся приёмный ребенок и погиб родной, надолго забыли. Наверное, дело в том, что лента вышла в начале брежневской эпохи, когда в СССР ярко показанные в «Сколько лет, сколько зим!» болезненные эпизоды сталинских лет предпочитали лишний раз не затрагивать.

Высоцкий за ночь написал «Он не вернулся из боя»

Вторая роль Демьяненко в Минске была в картине «Война под крышами» (1967 год) национального киноклассика Виктора Турова по повести писателя Алеся Адамовича. А в эпизоде этого фильма о партизанской войне в Беларуси сыграл Владимир Высоцкий. Кстати, актёры в 1961 году уже пересекались на съёмках «Карьеры Димы Горина». А годом ранее вышла лента «Я родом из детства» того же Виктора Турова по сценарию Геннадия Шпаликова (автора «Я шагаю по Москве» и «Мне 20 лет»), где Высоцкий играет небольшую роль танкиста-фронтовика с обожжённым лицом. И конечно, поёт под гитару.

Для белорусского кино Владимир Семёнович написал 24 песни, причем 17 – для картин Турова, первого режиссёра, давшего шанс Высоцкому прозвучать на экране. Порой он пел сам, в кадре или за кадром, порой композиции звучали в чужом исполнении (но в каком! Чего стоит только одно имя Марка Бернеса!). В «Войне под крышами» слышим «Аистов» и «Песню о новом времени», в «Я родом из детства» – «Братские могилы», «Жил я с матерью и батей на Арбате», «Песню о звёздах», «Холода». А в картине «Сыновья уходят в бой» Высоцкий не снимался, но приезжал к Турову на площадку. И буквально за ночь написал одноимённую песню, а ещё «Он не вернулся из боя» и «Песню о земле». Там же прозвучала и знаменитая «Лирическая» («Здесь лапы у елей дрожат на весу…»).

Философский боевик Льва Дурова

На «Беларусьфильме» первой для Льва Дурова стала картина постановщика легендарных «Белых Рос» Игоря Добролюбова «Иду искать» (1966 год). Здесь Лев Константинович сыграл учёного-физика. Год спустя был готов фильм «Житие и вознесение Юрася Братчика» режиссёра Владимира Бычкова (все знают его «Достояние республики»).

Обе ленты 1960-х ждала непростая судьба. А история «Жития и вознесения…» по сценарию знаменитого белорусского писателя Владимира Короткевича и вовсе стала притчей во языцех. Лев Дуров исполнил в картине главную роль Юрася Братчика – школяра и бродяги, которого приняли за сошедшего на землю мужицкого Христа, путь которого он день за днём проходит. Артист на экране – яркий, чувствующий и тонкий юмор, и притчевую глубину материала.

Это ясно даже в том варианте, который дошёл до нас, ведь готовый фильм сильно перемонтировали. Поначалу убрали сцены о смысле жизни, распятии и вознесении, когда Братчика-Христа бросили все ученики (а на деле – такие же бродяги, как он сам). Говорят, цензоры усмотрели тут параллели с судьбой смещённого с поста генсека Никиты Хрущёва. Несомненно, смущали чиновников и религиозные мотивы.

В итоге, как сетовал Короткевич, из философской трагедии сделали боевик. И правда, Дуров со товарищи в кадре орудуют колами, участвуют в конных сражениях с татаро-монголами да и просто проявляют чудеса ловкости и сноровки. Но даже резкая смена формата не помогла – лента на 22 года легла на полку. При этом, когда раздосадованный Короткевич написал на основе сценария роман «Христос приземлился в Городне», ему не было уготовано столько препон при издании. Парадокс!

«Житие и вознесение Юрася Братчика»
«Житие и вознесение Юрася Братчика»

Братья Янковские сыграли Скорину

Среди первых киноработ будущей суперзвезды экрана Олега Янковского – картины «Беларусьфильма». Это «Жди меня, Анна» и «Я, Франциск Скорина…» (1969 год) и «Белая земля» (1970 год). Судя по датам, Янковского после нашумевших фильмов «Щит и меч» и «Служили два товарища» пригласили в Минск сразу на несколько проектов.

Олег и Ростислав  Янковские сыграли Франциска  и Ивана Скорина
Олег и Ростислав Янковские сыграли Франциска и Ивана Скорина

Наиболее примечательна, конечно, картина о белорусском первопечатнике режиссёра Бориса Степанова (он же снял «Альпийскую балладу» по повести Василя Быкова). Молодой Янковский воплощает Франциска Скорину в разных возрастах – от смелого юноши-студента до потерявшего любовь и дело всей жизни зрелого мужчины, не стесняющегося своих слёз. Артист в своей искренности максимально отдаляет экранный образ Скорины от условного портрета из школьного учебника.

И конечно, любопытно смотреть, как братьев Франциска и Ивана воплощают братья Янковские. А ведь ещё за 6–7 лет до этих съёмок подростком Олег жил в Минске у брата-актёра Ростислава прямо в театральной гримёрке. И Ростислав (он старше на 14 лет) успевал и воспитывать после смерти отца Олега, окунувшегося было в среду минских стиляг и футбола, и прививать тому любовь к актёрскому мастерству.

Александр Збруев взялся за рапиру

Снялся однажды в белорусском фильме и коллега Янковского по московскому театру «Ленком» Александр Збруев. Речь о картине «Сотвори бой» (1969 год) Николая Калинина (это он позже поставит культовые у подростков 1970-х «Кортик» и «Бронзовую птицу»).

Александр Збруев  в фильме «Сотвори бой»
Александр Збруев в фильме «Сотвори бой»

Как и Олег Янковский в «Жди меня, Анна», Збруев сыграл корреспондента. Да не простого, а бывшего фехтовальщика. Герой актёра возвращается в спорт не для того, чтобы достичь спортивных высот, упущенных в юности (ему бывший тренер пеняет за слабоватую технику), а ради восстановления справедливости.

Смотрится эта спортивная драма по сценарию профессионального поэта и фехтовальщика Юрия Лакербая легко. Впрочем, как и многие фильмы 1960-х с их атмосферой чего-то настоящего. И сюжет картины захватывает. В том числе и непосредственной игрой обаятельного 30-летнего Збруева, который хорош и с камерой на плече, и в белом фехтовальном костюме на помосте. Кстати, юношей Збруев и сам занимался спортом – боксом и гимнастикой.

Роман Филиппов на съёмках нашёл жену

Самым минским московским актером 1960-х стал Роман Филиппов. А уж счёт его ролям в белорусском кино идёт на десятки: «Не плачь, Алёнка», «Саша-Сашенька», «Любимая», «Крыницы», «Последний хлеб», «Рогатый бастион»… Правда, Роману доставались всё больше эпизоды или совсем уж второстепенные роли – издержки его мощной фактуры. Вот, скажем, сказка «Город мастеров» (1966 год) Владимира Бычкова. Она по сей день считается одной из лучших картин «Беларусьфильма» для детей. Филиппов играет глуповатого Барона, персонажа далеко не центрального. Хотя сатирическая сцена, разыгранная им на пару с Леонидом Каневским в роли шефа полиции, запоминается.

Но что же сделало москвича Филиппова настоящим минчанином? Любовь! Однажды он приехал на «Беларусьфильм» сниматься в картине «Человек не сдаётся» (1960 год), где играл небольшую роль немецкого солдата. И прямо на площадке великан-актёр… влюбился в хрупкую девушку Катю из семьи дикторов Белорусского радио. Она вспоминала, что замуж артист предложил выйти спустя 20 минут знакомства.

После свадьбы Роман остался в столице Беларуси ещё на семь лет. Выбрал Минск, поскольку с его строптивым характером в московском театре дела не ладились. А тут он стал актёром главного, Купаловского, театра, выучив белорусский язык, а со временем получил звание заслуженного артиста БССР. Но семья всё же уехала в Белокаменную – на этот раз не сложилось уже в минском театре из-за того же прямого характера актёра. Было это уже после всесоюзной славы Филиппова благодаря эпизоду в «Бриллиантовой руке» с коронной фразой «Будете у нас на Колыме – милости просим!».

Звезда  «Бриллиантовой руки« Роман Филиппов прожил в Минске семь лет
Звезда «Бриллиантовой руки« Роман Филиппов прожил в Минске семь лет

Георгий Жжёнов заново начал карьеру

После долгих лет ссылок и лагерей в конце 1955-го артиста Георгия Жжёнова полностью реабилитировали. И «Беларусьфильм» стал важнейшей вехой в новом восхождении актёра на киноолимп. Ведь именно здесь, в Минске, он получал первые главные роли на новом жизненном этапе.

Многие из картин 1960-х на минской киностудии были военными. Например, в картине «Иду искать» (1966 год) Жжёнов сыграл главную роль талантливого учёного, карьера которого пришла от сложных 1930-х к запуску первого советского спутника. Однако он ищет утерянные в годы Великой Отечественной чертежи. Но чаще Жжёнову в силу возраста 45+ и типажа доставались герои второго плана – более опытные военнослужащие, милиционеры, следователи. Так сказать, источники народной мудрости.

«Иду искать» (1966 год)
«Иду искать» (1966 год)

Скажем, в «Третьей ракете» (1963 год) по повести Василя Быкова персонаж Георгия Васильевича – Желтых – задаётся вопросом: «Если мы этот фашизм не уничтожим, то кто ж тогда?» И камера постоянно выхватывает глаза наивного Лозняка (Станислав Любшин), словно показывая, кому адресовано это наставничество. На контрасте взглядов Жжёнова и Любшина, которые встречаются под нескончаемую канонаду взрывов, построена и мощнейшая сцена боя с фашистами советской противотанковой сорокопятки. И морального выбора каждого из членов её расчёта.

Фёдор АФАНАСЬЕВ, Минск

© "Союзное государство", № 10-12, 2022

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего портала на тему Культура Союзного государства смотрите здесь:

Культура Союзного государства

Топ-3