На улице Октябрьской в подмосковном Пушкино нас ожидает приятный сюрприз- подлинный образец кекушевского модерна.
Двухэтажный деревянный необычный дом радует глаз уже более ста лет.
Как он здесь появился?
Построенный в 1909 году, дом стоит, спрятавшись на высоком холме, на территории бывшего дачного поселка Мамонтовка. А ныне это- микрорайон города Пушкино!
Дом возводился как дача управляющего тонкосуконной фабрики Владимира Лыжина в селе Вантеево (Ивантеевка) Алексея Ивановича Ермакова.
К основному корпусу , построенному из дерева, пристроена полукруглая терраса с большими окнами, также деревянная. Очень украшает дачу флигель ввиде башни:
Украшением второго этажа служит расположенное ниже боковых окошек трехчастное окно.
В 1920-е годы дача перешла к МОНО — Московскому обществу народного образования. Сейчас «дача МОНО» -немного обветшавший дом, который все ещё поражает сложными, характерными для модерна, формой и объемами.
Жаль, что здесь не устроили музей. Сегодня это - жилой дом, в котором проживает шесть семей.
В выдержках из «Подлинных записок А.И. Ермакова» читаем оставленные хозяином дома заметки: «Стоимость стройки тысяч сорок приблизительно.. <..> "Сердце радуется, какой чертог воздвигли".
Ещё бы!
В 1909 году дачу Ермакова по просьбе Владимира Лыжина спроектировал сам Лев Кекушев.
Совсем недавно я писала о творческом тандеме художника Сергея Вашкова и купца Ивана Александренко.
Сегодня речь пойдет о сотрудничестве Льва Кекушева и Владимира Лыжина.
Что объединяло гениального архитектора с фабрикантом из Ивантеевки?
Соседство их особняков в Москве!
Родовой дом на Остоженке, 24 и фабрика в Ивантеевке достались Владимиру Лыжину в 1900 году в наследство после смерти его отца.
Отец его, Александр Иванович Лыжин, московский купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин Москвы, являлся совладельцем торгового дома «Лыжин Ив. и сыновья» и владельцем старой суконной фабрики в селе Вантеевка под Москвой, которую в 1871 году он выкупил у австрийца Иоганна Ципсера .
Будучи младшим сыном в династии Лыжиных, фабрику унаследовал именно Владимир, а с 1897 по 1917 годы, в течение 20 лет он успешно управлял ею.
Вернёмся в 1900-ые в Москву на Остоженку.
Как раз в это время Лев Николаевич Кекушев строит на Остоженке , 21 уже второй свой особняк «для себя»- ровно напротив владений Лыжина.
Владимир Лыжин , воспользовавшись столь удачным соседством, заказывает Льву Кекушеву сперва проект перестройки полученного по наследству дома.
А согласно другой легенде, с целью повысить эстетику вида из окон собственного дома, Л.Н. Кекушев по своей воле перестроил "отчий дом" Лыжина.
Кекушев изменил фасад Остоженского особняка, присоединив справа и сзади одноэтажные строения, а также придал деталям отделки свойственные модерну плавные очертания. Делает он и пышную лепнину над окнами первого этажа, руководствуясь при этом эстетическим вкусом Лыжина:
А затем Лыжин заказал Кекушеву несколько проектов в Ивантеевке.
Известный архитектор не мог отказать соседу в просьбе помочь с постройкой заводских и жилых помещений на фабрике в Ивантеевке (Вантеево).
Лев Николаевич построил в Пушкинском районе Подмосковья целый рабочий городок "Лыжин двор", включающий в себя: конторское здание («дом для служащих»), конюшню, каретный кирпичный сарай, жилые казармы для рабочих, фабричную плотину на реке Уче , новый четырёхэтажный, фабричный корпус.
Выросшие здесь новые производственные корпуса, кирпичные административные и жилые здания сформировали нынешний облик Ивантеевки.
Первое, что встречает нас на территории бывшей фабрики (она, увы, давно не работает) –это сказочная башенка с флюгером и с замочной скважиной.
Стилизованная под средневековое оборонительное сооружение эта миниатюрная башня так и называется -"Ключ" и располагается, что весьма символично, в начале улицы Детский проезд.
Под крышей замка – три узких “бойницы”, а под ними – место для ключа.
«Ключ» - неофициальный символ Ивантеевки.
Башенка эта служила опорой для парадных ворот, через которые можно было попасть на жилой двор фабрики.
Сохранилась лишь северная их часть, а в начале XX века въезд в Лыжин двор был оформлен воротами с парными башенками.
Построены они в 1905-1906 годах по проекту Льва Кекушева.
Сегодня сооружение отделяет исторический центр Ивантеевки от новостроек.
К югу от ворот расположено трёхэтажное здание фабричной казармы для рабочих 1900-х гг. Для служащих фабрики были построены каменные двухэтажные дома.
К реке Уче ообращён кирпичный четырёхэтажный фабричный корпус.
В 1905 Кекушев спроектировал дачу и для самого Лыжина , которая была местной изюминкой.
Дача находилась на сравнительно короткой «внутренней» улице, подводящей к фабрике от главной дороги сразу за воротами с башенками.
К сожалению, ее изящное деревянное здание уничтожил пожар.
Её сложный асимметричный план приковывал взгляды .
А центром постройки была двусветная гостиная с камином, которая с южной стороны большим трехчастным окном была обращена в сад, а с северной стороны— к пространству ведущей на второй этаж винтовой лестницы. Эта визуальная взаимосвязь лестницы и гостиной является отличительной чертой особняков Кекушева.
Поражала артистичная прорисовка оконных обрамлений и рам: в даче Лыжина было изысканно прорисовано небольшое трехчастное окошечко, напоминающее прелестное оконце сказочного теремка.
Высотным акцентом дачи была изящная лестничная башня, покрытая многогранным двухъярусным шатром, напоминающим шатёр Кекушевского особняка на Остоженке.
В общем, в оформлении дачи Лыжина попросту не было элементов, которые не были бы характерны для стилистической манеры мастера «московского модерна».
В 2005 году дача Лужина была передана ресторану «Русская усадьба». А 7 февраля 2008 года (в день рождения Кекушева!) этот ресторан сгорел.
2 ноября 2018 года к дню 80-летия города и к 150-летнему юбилею фабриканта, предпринимателя и мецената, почётного потомственного гражданина, в сквере на улице Дзержинского, напротив Центра культуры и искусства , носящего имя Льва Кекушева, установкой монумента была увековечена память Владимира Александровича Лыжина (1869-1918)- человека, сделавшего для Ивантеевки немало полезного.
Памятник работы московского скульптора Максима Малашенко отлит из бронзы на средства местных предпринимателей.
На гранитном пьедестале надпись : «Русскому фабриканту и благотворителю Лыжину Владимиру Александровичу».
Лыжин оказал влияние на формирование архитектурного облика рабочего поселка,ускорив процесс градообразования Ивантеевки. Благодаря творениям своего соседа и друга Льва Кееушева он создал в рабочем городке узнаваемое архитектурное пространство, превратив его единый градостроительный ансамбль .
Лыжин модернизировал работу на фабрике, построил комфортное жилье для рабочих и служащих, сократил до восьми часов рабочий день.
Как благотворитель, Лыжин построил в Ивантеевке первую школу, жилье для учителей, поддерживал на свои средства народный театр, жертвовал на храмы и детские приюты, оказывал поддержку фабричных рабочим и членам их семей.
В благодарность архитектору в Ивантеевке назвали его именем местный центр культуры и искусств (ЦКиИ). Это проект другого архитектора: «память благодарных потомков»..
Центр существует в городе без малого сто лет .
Это был и фабричный клуб имени 1 Мая, и "народный дом', построенный под руководством П.Г. Жилкина по проекту известного архитектора Сергея Гончарова ещё при жизни Лыжина.
Вот такая история..
Спасибо , что читаете , я пишу для вас.