Удивительная и неповторимая Татьяна Яблонская - художница, которой довелось родиться в Смоленске 24 февраля 1917 года, накануне полного краха страны, становления Советской Республики, во времена громадных преобразований и распада, оставаясь при этом независимой и совершенно уникальной.
Она была влюблена в жизнь по своему собственному желанию, в каждое мгновение, в приходящие события, в свою натуру - людей, пейзажи, предметы... Жить в мгновении и чувствовать восторженность - какое прекрасное и замечательное состояние творческого человека. Картины её пропитаны светом, теплом, необыкновенным оптимизмом, словно она оставила в них частичку своей неповторимой души.
Они совершенно особенные, очень чистые и такие наши, понятные, свои и хочется шагнуть и оказаться там, внутри, чтобы вдохнуть этот заряд бодрости, энергии, напитаться, наполниться, принять и не отпустить внутренний свет.
Несмотря на давление режима, жестких рамок и требований соответствовать соцреализму, Татьяна сохраняет себя, ищет и находит свой стиль, своё самовыражение, не разочаровываясь ни на мгновение, сохраняя чистоту, искренность и воодушевленность.
Её мать - Вера Георгиевна - учитель французского языка, а отец - Нил Александрович - учился в духовной семинарии, но был исключён за участие в революционном движении 1905 года. Он закончил историко-филологический факультет Московского университета, затем переехал в Смоленск, где работал хранителем картинной галереи, а также учителем рисования.
Нил Александрович был очень одаренным и талантливым художником, но у него не хватило решимости полностью посвятить себя живописи, забыв о семье.
В семье Яблонских было трое детей: две девочки и мальчик. Своих детей - Татьяну, Елену и Дмитрия - Нил Александрович с самого раннего детства увлекал рассказами о художниках, показывая иллюстрации, репродукции и картины. Особенно он любил работы Репина, Серова, мастеров Голландии и Франции.
Несмотря на веяния революции дети воспитывались по старым традициям. В семье Яблонских была удивительная традиция - издавать журнал "Сверчок" - самая обычная тетрадка, которая наполнялась детскими рассказами и рисунками. По выходным отправлялись на пикник или в музей. Родители старались развить в своих детях зрительную память, придумывая разные игры и задания, наполняя их духом творчества от самого рождения. В последствии Ольга и Татьяна стали художницами, а Дмитрий - архитектором.
Первоначально Нил Александрович полностью поддерживал прогрессивное революционное движение, но увидев результат, не смог его принять. Семья переезжает в Одессу. Официальная причина - поправить здоровье детей после пневмонии, но в мыслях Яблонского - вывезти всех заграницу. Однако сделать это было уже не так просто. Зато детям все пошло на пользу - окрепли, загорели, отдохнули. Уже вскоре они переехали на запад Украины и даже договорились с проводником, но ничего из этого не вышло. Опасаясь того, что властям станет известно и намерении сбежать, Яблонский перевозит семью в Луганск, здесь они и останавливаются и дети идут в школу.
Получив сильную художественную направленность от отца, Таня в 1934 году поступает на второй курс Киевского художественного техникума, а после его ликвидации - в 1935 на живописный факультет Киевского государственного художественного института. Татьяна Яблонская была очень талантливой и одаренной студенткой - начитанная, активная, любознательная, очень любила спорт и постоянно рисовала - дома, в общежитии, на улице...этюды, наброски, заданные работы.
В 1940 году Татьяна выходит замуж за своего однокурсника Сергея Отрощенко. Весной 1941 года молодые супруги окончили институт, но война пришла нежданно. Сергея призывают в армию фронтовым художником, а беременная Татьяна уезжает к своей тетке в Саратов, где и родится ее дочка Леночка.
Со временем Татьяна с маленьким ребенком и своей сестрой Еленой перебираются в село поволжских немцев в Казахстане. Здесь уже не до искусства, нужно было выживать. Елена стала работать учётчицей в тракторной бригаде, а Татьяна - овощеводом. Уже гораздо позже в своих воспоминаниях Татьяна расскажет о том, как "познала радость труда в коллективе и воочию убедилась, сколь велико значение взаимной поддержки в тяжелую годину, горела желанием побольше сделать для колхоза, для его людей".
Она не боялась ни труда, ни тяжестей, ни сложностей: косила, скирдовала, таскала мешки, молотила, возила на волах воду, а в свободные минуты рисовала портреты убитых мужей и сыновей своих односельчанок по фотографиям. На другое уже не оставалось ни времени, ни сил. Татьяна словно была влюблена в эту тяжелую трудную жизнь, словно своим чувством старалась преодолеть ее, справиться, вселяя веру и надежду в тех, кто рядом.
В 1944 году семья возвращается в уже освобожденный Киев, и Татьяна становится преподавателем в своем институте. И начинается новый путь - возвращение в профессию - наверстывание упущенного и поиск своих тем в искусстве. Руки, загрубевшие в тяжелом труде не чувствуют кисть, но Татьяна упорно идет к твоей цели, в считанные месяцы восстанавливая свои навыки и мастерство.
Создаются полотна - "Враг приближается" и "Разрушенный Киев". Семья Яблонских живет в обычной коммуналке, рождается вторая дочка Оля. И вроде бы все хорошо, только муж сам подает на развод. Не захотел жить в тени жены, не смог примириться с ее развитием и движением вперед. Они расстались.
А на картинах Татьяны - мир, свет и внутренняя радость. Ничто не могло сломить эту великую женщину, великую не в славе, а в своем внутреннем духе.
И рождается картина "Перед стартом" - светлая, задорная, жизнеутверждающая. Розовощекие юные школьницы, здоровые, счастливые, прозрачный морозный воздух, спорт, оптимизм - эта тема просто идеально подходила под соцреализм, особенно в послевоенные годы. Да и сама Татьяна рассказывала, что работала над картиной с большим удовольствием, "увлекалась японцами, импрессионистами, Дега...была молода в искусстве, удачлива, работала с огромным увлечением...сама любила спорт, особенно лыжи, за тот простор, который они открывали…"
И выдвинута была работа на Государственную премию, но буквально гром средь ясного неба - "...постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», об опере Мурадели. Постановление Жданова. Удар по «формализму». Сокрушительный удар, от которого и более крепкие головы закачались, не то что моя. Закачался даже богатырь Дейнека, даже Сергей Герасимов, даже Фаворский. А что говорить о девчонке, только что ставшей на самостоятельную дорогу? Я еще не так уж сбилась с пути, я все же еще держалась!" Сталинская эпоха... Картину сняли с подрамника и надолго запрятали в архивных подвалах.
Татьяну Яблонскую спасает лишь любовь к жизни и искренняя восторженность, совершенно невероятный характер, который был направлен только на поиск радости во всем, что окружает ее, отметая всякие отрицательные моменты. Ничто не могло ее сломить, если Татьяна чувствовала свою правоту.
Она не сдается и ищет свою тему в искусстве. Так появляется новая работа "Хлеб" и о Яблонской уже говорят, как о художнице. А замысел картины появился летом 1948 года, когда она выезжала с студентами на практику в Хмельницкую область. Татьяна была вдохновлена работой колхозниц на току. За четыре месяца было отрисовано около 300 эскизов и рисунков. Сплоченный коллектив, веселье, здоровье, энергия и можно поверить в то, что счастье возможно, что мы все дружно к нему идем!
У Татьяны получилось создать большой и монументальный образ, но при этом работа должна была зазвучать, запеть, заискриться, остаться живой, "полной движения, звона и солнечного света". Мне кажется, что ей это удалось!
Картина оказалась в центре всеобщего внимания и получила награду - первую Сталинскую премию. А дальше еще одна госпремия за картину "Весна" и Татьяна Яблонская становится мастером первой величины. Но она не загордилась и осталась верна себе, своим принципам. Она осталась женщиной, которая хотела прежде всего любви и нежности...
В 1952 году Татьяна знакомится со своим вторым мужем, тоже художником - Арменом Атаяном и влюбляется, как девчонка. В ней открывается женственность, нежность, ранимое звучание материнства, большие полотна соцреализма меняются на теплые душевные композиции и появляются удивительные, трепетные, невероятно домашние работы: "Простудилась", "За книгой", "На окне - весна", "Девочка с сачком", "Летом".
А в 1959 году у Татьяны рождается третья дочка Гаяне, но так случается, что и второй брак распадается. А дальше - персональная выставка в Венгрии, в Будапеште, поездка во Флоренцию, которая вдохновит художницу на целую серию работ.
Уже в 80-х Яблонская пишет пейзажи и натюрморты. Они достаточно просты, но со скрытой внутренней философией, как легкие лирические напевы с нотками меланхолии.
В 1999 году Татьяна переживает инсульт, но это не сломило ее. Она научилась писать левой рукой и новая серия работ вышла в мир под названием "Окна".
Это не желание понравиться, это лишь возможность выразиться и не сдаться, чистое, как слеза вдохновение, как заглянуть не спеша в саму себя и увидеть наконец-то то, что нельзя заметить в суете и спешке.
С масляных красок Татьяна переходит на пастельные мелки, с ними было намного проще. И удивительно то, что на последнем этапе свой жизни она обретает то, что когда-то вкладывал в нее отец, а именно - свободу: "Теперь я пришла „на круги своя“… Чувствую, что я полностью свободна в творчестве. Пишу из окон и поблизости от своего дома. Это „сужение горизонта“ напротив его расширило для меня — открыло красоту и поэзию там, где я их раньше не видела. У каждого из нас есть своё окно, в которое смотрит Природа".
Она писала всю свою жизнь и в свой предпоследний день 18 июня 2005 года Татьяна Яблонская напишет работу "Колокольчики"...
Удивительная художница, которая прошла непростой и очень сложный путь, но осталась навсегда верной себе, несмотря ни на какие трудности. Прожила расправив плечи, высоко подняв голову, готовая в любой момент взмахнуть своими крыльями... И от любых тяжелых душевных переживаний Татьяну спасала работа, любовь к самой жизни, искусству.
Прекрасная! Неповторимая! Бескомпромиссная! Сильная! Жизнерадостная! Татьяна Ниловна Яблонская!
Всегда с вами - Летящая стрекоза))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))