Современный мир учит нас не доверять друг другу, сомневаться, проверять. Ничего не поделаешь, к такой модели поведения приводит огромное количество факторов. Большое число микроконтактов и нежелание брать на себя ответственность за неудачный результат взаимодействия — лишь некоторые из них. Об этом говорят психологи и социологи, проводя многочисленные исследования. Однако как вернуть в общество доверие — непонятно. По крайней мере, я не нашла таких материалов, введя поисковый запрос.
Актер театра и кино, художественный руководитель театрального проекта «Арлекиниада», создатель «Школы игры» Вадим Демчог вывел для себя более чем простую формулу «видеть друг друга большими». Однако стоит оговориться сразу — она проста лишь при формировании. Реализовать данную идею не так-то просто, необходимо сначала научиться создавать свою реальность. Как это делать Вадим Демчог описал в своей новой книге «Театр реальности», которая совсем недавно появилась на полках магазинов. В ней актер и психолог в одном лице раскрывает все тайны уникальной авторской концепции самовысвобождающейся игры. Основная мысль — мы сами творим окружающую нас действительность, которую населяют, в том числе необходимые нам люди.
О чем книга
Безусловно, пособие (возьму смелость назвать книгу именно так) по формированию окружающей действительности подойдет не всем читателям. Одни попросту не смогут воспринять столь парадоксальную информацию, другие будут не готовы отказаться от зашоренного взгляда на мир, однако те, кто доберется до глубины (иначе — до финала) сможет перевернуть жизнь с головы на ноги, поскольку, вероятнее всего, мир недоверчивого читателя находится в таком положении. «Это книга — стопроцентная шутка, трикстерский стеб и злая насмешка над попыткой описать то, что описать так важно. Она как костюм Арлекина. Арлекин — один из персонажей комедии дель арте — паяц, бунтарь, шут, самый кровожадный клоун истории зрелищных шоу, головная боль Ватикана... Не очень умный, героически оптимистичный, ловкий, жадный, сластолюбивый и стопроцентный лжец! А еще он добросердечный, удачливый, веселый и временами даже честный...», — говорит о книге автор. Он добавляет, что эта многоликость персонажа, которая является ни больше ни меньше «Культурным кодом Человечности», — предмет исследования.
Актер одной роли — это ненормально
Проблема современного человека состоит в том, что он привыкает к определенной модели поведения, к одной своей роли (говоря языком артистов, или языком книги «Театр реальности»). Под натиском жизненных обстоятельств он не способен лавировать, меняя маски, он пытается «подогнать» ситуации под свой привычный жизненный сценарий, в котором заранее понятно, как поступить. И в этом смысле прослеживается параллель с такой модной сегодня темой «выхода из зоны комфорта». Хотя, никто никуда не уходит, а просто меняет роль на свою же. Вадим Демчог идет дальше, приводя в пример цитаты из «Махабхарата», говорит о том, что каждая жизнь — это лишь смена одежды или персонажа. А все окружающее пространство — настоящая сцена театра реальности, подмостки божественной игры.
Кстати, в книге очень много отсылок к трудам философов, психологов, древним эпосам и тантрическим книгам. Помимо прочего автор рассказывает о работе над спектаклями в театре «Арлекиниада» и своем личном опыте в путешествиях и поездках силы в мощнейшие места планеты.
Так вот, застывание в одной поведенческой модели автор называет аномалией. «В контексте темы этой книги термин «аномалия» можно использовать как главный сбой в программе творческого самораскрытия играющего потенциала Сознания. Благодаря определённым обстоятельствам, культурным средам и парадигмам творческая потенция Сознания сжалась, схлопнулась, и она теперь вынуждена проявляться искаженно. С моей точки зрения, например, в двойственной парадигме творчество — невозможно», — подчеркивает Демчог.
О чем он говорит, упоминая двойственную парадигму? О том, что мы привыкли воспринимать мир с точки зрения субъекта. Когда пространство вокруг нас полнится разного рода объектами. Однако в такой действительности сознание творить реальность не может в силу самой его природы. Дело в том, что сознание — это вибрация, которая существует в неделимом мире. Соглашусь, понять это достаточно непросто, еще сложнее принять. Однако восприятие целостности мира позволяет свыкнуться с мыслью, что мы способны самостоятельно творить действительность. А значит, люди, которые нас окружают — продукт нашего творчества, их действия и бездействия также придумали мы сами, ведь мы — это часть вселенского сознания, просто актеры на сцене театра реальности. «Внешний мир — отражение всех тех игр, какие мы разыгрываем на внутренней сцене! И здесь в нас просыпается подозрение, что, подчиняя контролю внутреннюю сцену, мы обретаем возможность — оказывать влияние на внешнюю! И этот внезапный «чирк спички» — до сих пор самое сильное переживание из всех, чем я и моя команда можем делиться с миром людей, — дарить каждому из детей мира осознание себя... как театра реальности!», — озвучивает амбициозную мысль в книге Демчог.
Вырастить себя и окружающих
Поэтому известная всем с детства поговорка «по себе людей не судят» неверна в корне при двойственном восприятии действительности. Ведь всю жизнь мы только и занимаемся тем, что судим по себе, проецируя свои страхи и неуверенности на ближнего. А значит, недоверие к другим — результат недоверия к себе. Вадим пишет: «Только от нас зависит, какого качества персонажами и возможностями мы наполняем свои миры. И легендарная фраза «видеть людей большими» тут же обретает глубокий, технологический смысл. И вот она главная фишка Пути Игры: как только мы берем ответственность за свое восприятие и приучаем свой творческий инструмент опрокидывать на окружающий мир достойный его масштаб, — мы тут же превращаем всех его жителей — в гениальных партнеров по игре!»
Получается, жизнь — неисчерпаемый ресурс, как пластилин, из которого можно вылепить все что угодно. Правда, волшебная таблетка не возникает из ниоткуда, необходима регулярная кропотливая работа над дисциплиной своего сознания. В знак благодарности, оно будет творить такой мир, какой мы (точнее, оно само) пожелаем. Основной инструмент, за счет которого необходимо привести в порядок внутреннюю сцену — внимание. Как им пользоваться команда тренеров обучает всех желающих в рамках модулей программы «Школы игры». Проводя параллель с обычным театральным пространством, сначала необходимо провести генеральную уборку своей «внутренней сцены», а уже потом выводить на нее желаемых персонажей.
Замечали, когда мы переживаем, что что-то может случиться, по так называемому «закону подлости» именно это и происходит? Дело в том, что наша жизнь строится по драматургическим законам театральной пьесы. Вот мы решили, что нам не хватает драмы и сами ее придумали, сформировали собственным страхом. «Внешний театр не имеет никакого смысла. Он — вторичен! Иллюзорен! Смысл имеет только то, что разыгрывается на Внутренней Сцене. И осознание этого означает, что мы обрели точку опоры! И отныне знаем — внешний мир — зеркальное отражение внутренних игр», — пишет Демчог.
Мы творим в пустоте
Добавить несколько капель успокоения в этот и без того уже полный сосуд может мысль о том, что театр реальности пуст и безграничен. Что это значит? Это некое пустынное пространство, никакое (представить его без формы и цвета практически невозможно), матрица, в которой сознание формирует мир. Получается, нет рождения и смерти, а все, что нас пугает и волнует — иллюзия. Нет ничего смертельно важного для конкретного человека. Осознавая эту мысль, приходим к выводу, что в определенный момент времени мы действительно можем если не все, то что-то кажущееся необходимым, отпустить. В пример Демчог приводит монолог Йорика из спектакля театра «Арлекиниада» #КТОГАМЛЕТ. Он подчеркивает, что двойственное сознание практически не считывает основную мысль сцены, которая отличается невероятной глубиной. Она проводит зрителя в запредельное, где свет и мрак — это одно и то же, где нет смерти, где вместо умирания сознание просто «претерпевает трансформацию, совершает переход из одной формы в другую!» Вадим Демчог объясняет, что не стоит бояться запредельного, непознанного и непонятного, поскольку это всего-навсего сгусток энергии, которым, кстати, мы сами и являемся.
Сверхлюди среди нас
Я не буду раскрывать всех тайн, описанных в книге. Любопытный читатель найдет ответы на возникшие вопросы самостоятельно и отправится вместе с автором в путешествие в запредельное, туда, где покоится наше бессознательное.
Добавлю только, что на страницах «Театра реальности» Вадим Демчог предлагает смотреть на остальных участников игры как на андрогинов. Не в современном смысле этого слова, когда человек является просто обладателем половых признаков женщины и мужчины, а в ключе символа целостности человеческой природы. Ведь в каждом из нас уживаются как мужские, так и женские черты, и не важно, какой пол мы представляем. Автор книги обращается к мифологии, в которой андрогины были сверхлюдьми, населяющими планету. Он предлагает осознать себя как единую суть, как слияние мужского и женского, и перестать наделять определенными чертами людей вокруг в погоне за балансом своей гендерной идентификации. «К сожалению, наши ожидания, что другой человек сможет (или захочет) заполнить пустоту в нас самих, чаще всего не оправдываются, потому что люди никогда не ведут себя так, как хочется нам. И многие отношения часто рушатся из-за того, что построены — на иллюзиях. Следовательно, вернуться в центр, на Сцену Театра реальности, и обрести изначальную творческую мощь, — означает воссоединиться в андрогинном переживании себя!», — пишет Демчог.
Это совсем не про то, чтобы менять пол или стараться быть приверженцем мнимого феминизма, но как раз про доверие. Поскольку очищая внутреннюю сцену человек перестает наделять окружающих качествами, которые ему бы хотелось в них видеть. Он перестраивается с двойственной модели восприятия мира на целостную, где он и есть сознание и начинает воспринимать окружающих такими же, как он сам, сверхлюдьми.
Казалось бы, секрет счастья в этом мире прост. Больше не будет ни обид, ни ссор, ни ожиданий, спроецированных на окружающих людей. Однако жизнь в ключе «видеть друг друга большими» — не единоразовая акция — прочитал, понял, применил. Это каждодневный труд, дисциплина и тренировка мышцы внимания, как ее называет Вадим Демчог. Поскольку только подготовленное сознание способно создавать собственную реальность и свои игры.
Заказать книгу можно ЗДЕСЬ