Найти тему

Аналогии как метод познания действительности. Е.П. Блаватская о "дефективности" метода индукции

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Сначала нам просто захотелось поделиться с вами, уважаемые читатели нашего канала, этим удачным и красивым фото (Белый павлин "позирует" в мини-зоопарке Будвы).

Ко всем нашим статьям мы находим фотографии в своём архиве, выбирая нечто подходящее из запечатлённых видов. Но это прекрасное изображение само "навеяло" идею статьи об аналогиях, как бы демонстрируя истину о том, что всё гармоничное в земной природе определённо отражает подобные формы и в удалённых "мирах", являясь выражением неких общих ритмов Природы. (К слову, павлин в Индийской традиции служит символом вечности, звёздного неба, а также оккультной Мудрости и Посвящения).

Закон аналогии является главным в познании всего того, что не может быть экспериментально проверено. Но кроме того, в людях умение и привычка пользоваться аналогиями, продолжая линию воображения в Незримость – развивает духовную интуицию, служит развитию духовного зрения.

Любая форма в природе может служить пониманию многих глубоких явлений, особенно форма гармоничная, имеющая математически точные пропорции и вызывающая чувство красоты.

Красота видимых гармоничных форм отражает красоту форм Невидимых. Имея главную "формулу" познания Незримости – "как внизу, так и наверху", – при помощи метода аналогий и воображения можно получить представление о Незримых Планах. Так, к примеру, даже созерцание формы снежинки помогает представить и понять строение Вселенной, приблизиться к пониманию Начал.

"Аналогия есть руководящий закон в Природе, единственная истинная нить Ариадны, которая может провести нас через самые запутанные тропы ее владений, к ее первичным и конечным тайнам" (Е.П. Блаватская "Тайная Доктрина", т.2, ч.1).

Традиционный метод науки – индукция – ограничен, поскольку накопление проверяемых экспериментально фактов полагает предел знанию. В то время как аналогия, в единстве со способностью к духовному созерцанию, даёт знание "удалённых" реальностей.

"Природа, как творческая мощь, беспредельна, и никакое поколение физических ученых никогда не сможет похвалиться, что оно исчерпало ее пути и методы" (Е.П. Блаватская. Там же).

Метод индукции Е.П. Блаватская называет "дефективным методом", непригодным для глубокого Познания. Так как он основан на собирании фактов и обоснованных фактами заключений, то есть не выходит за пределы явлений, которые могут быть подтверждены опытом.

Более того, Е.П. Блаватская делает важное замечание о степени достоверности выводов науки, основанных только на индукции. Ибо, несмотря на это очевидное ограничение индуктивного метода, гипотезы, построенные на его основе, представляются таковыми, как будто бы они уже обоснованы и подтверждены расчётами. Хотя это всего лишь предположения.

На более высокой ступени находится дедуктивный метод, который применял Платон – от общего к частному. Платон исходил из Идеи Единства:

"из божественного понимания, по которому множество произошло от единства, или же, что единицы Декады появились лишь, чтобы, в конце концов исчезнуть в Бесконечном Круге" (Е.П. Блаватская "Тайная Доктрина", т.1).

В то время как Аристотель утверждал индуктивный метод познания и исходил из чувственного восприятия. (Заметим, что Аристотель, в отличие от Платона, не был Посвящённым).

Применение метода аналогии необходимо в познании духовного плана. В Учении Живой Этики используются аналогии для объяснения многих явлений, например, в отношении единства трёх Миров: приводится история о садху, объяснившем принцип трёх Миров по аналогии с плодом манго (плотная кожура, мякоть и зерно – основа, сохраняющая вечный принцип жизненности) (см. книгу "Мир Огненный" I, 162).

"Тот же принцип аналогии применим ко всему сущему. Жизнь разветвляется по радиусам сердца..." ("Беспредельность" I, 180).

Дорогие читатели, если материал вам понравился, не забывайте поставить "лайк". Подписывайтесь, комментируйте, а также поделитесь ссылкой на наш канал с вашими друзьями.