Найти в Дзене
Prophetmaster Audio

Монстр из 70-х: оконечник Luxman M-4000

Luxman M-4000 - мощный оконечный усилитель, выпускавшийся с середины 70-х годов и до 1979 года. Стоил 350000 японских Йен, что по курсу на 1975 - 1979 годы составляло от 1200$ до 1700$ США (курс сильно менялся в те годы). Это было внушительной суммой для того времени. Сейчас, на вторичном рынке, он также стоит приличные деньги и еще попробуй найди. Попал такой зверь ко мне впервые, поэтому был живой интерес его и посмотреть, и послушать. Нужно было заменить все электролиты на платах, но так как платы в слотах и легко вынимаются, это не должно было стать проблемой. Когда открыл, то действительно увидел платы в слотах, но не все... И подвох ждал впереди, да не один:) Но об этом чуть ниже, а пока немного информации об устройстве.

Технические параметры, заявленные производителем:

-2

Достаточно высокие параметры для 70-х годов, но обратил на себя внимание тот факт, что не нормирована выходная мощность на 4 Ом, что не удивительно, в принципе: на выходе каждого канала по три пары мощных транзисторов в параллель, в металлических корпусах ТО-3 - для 180 Вт\8 Ом на канал этого достаточно с запасом, а для мощности почти вдвое больше (на 4 Ом) - уже нет, нужна еще одна пара, по идее. И блок питания рассчитан на максимальное потребление при нагрузке 8 Ом, судя по габаритной мощности сетевых трансформаторов. В Интернете пишут, что он может выдать до 320 Вт на 4 Ом, но я бы не стал так его мучить - на одну пару имеющихся выходных транзисторов лучше не подавать свыше 90 Вт.

Вид изнутри со стороны верхней крышки
Вид изнутри со стороны верхней крышки

Однако полное двойное моно - у каждого канала свой трансформатор, свой выпрямитель и по две емкости 15000 мкФ\80 В. Сверху не видно никаких проводов, чего не скажешь про вид со стороны нижней крышки:

Вид изнутри со стороны нижней крышки
Вид изнутри со стороны нижней крышки

Все аккуратно, на колодках, но проводов очень много. Усилитель был рабочий, поэтому можно было его послушать как до профилактики и замены электролитов, так и после. При первом же включении я услышал породистый звук, с высоким разрешением, сценой и масштабом, но несколько вальяжный, как-будто музыканты никуда не торопятся. Показалась некоторая сдержанность в подаче ВЧ составляющих музыки.

А дальше, я его выключил и начал вынимать платы для замены конденсаторов, радуясь легкости доступа к ним. Правда, радость поутихла после выпаивания первого электролита - медь отслаивается даже с компрессорным отсосом, так как ножки всх деталей загнуты перед пайкой и если греть подольше, чтобы и выводы разогнулись, и вышли из отверстий, то медь от основы отслаивается гарантированно и очень легко рвется, потому что тонкая совсем. Платы из текстолита, но со временем он по своим свойствам стал похож на гетинакс, поэтому даже из слотов платы нужно доставать осторожно, :). Чтобы не повредить плату, процедура выпаивания осложнилась в разы и перестала быть томной.

Электролитов, обычных и танталовых, там много для оконечника - насчитал 64 штуки (не включая основных, которые в полном порядке по емкости, ESR и току утечки), многие из них высоковольтные (100 В, есть и выше), поэтому, если решили их поменять на хорошие, то дешево не получится закупиться. Менял на Nichicon разных серий, в основном на PW. FW, KA, FG, а если биполярные, то SE.

Платы из слотов
Платы из слотов

В слотах, кстати, оказалось только 5 плат - 4 на фото выше (драйверные каскады, софтстарт, защита) и еще одна под крышкой в середине корпуса - плата БП и стабилизатора слаботочных цепей.

Плата БП и стабилизаторов в слоте корпуса
Плата БП и стабилизаторов в слоте корпуса

Плату эту удалось чуть модернизировать - вместо каждой пары электролитов по 220 мкФ\100 В, включенных в параллель, поставил по одному 470 мкФ\100 В. И разводка платы такая, что можно было просверлить отверстия и попасть в нужные места дорожек. По высоте все поместилось, плата вошла в слот и никуда не упирается электролитами.

Плата БП и стабов
Плата БП и стабов

Слоты кончились, дальше пошло гораздо веселее - платы оконечников, которые тоже имеют разъемы, но закреплены на радиаторах и снимаются совсем не тривиально. Для этого нужно было демонтировать панель с акустическими терминалами и RCA разъемами, а потом пришлось идти в машину за рожковым гаечным ключом, так как другим не подлезть, чтобы открутить радиаторы от корпуса. Провода к разъему на плате оконечника совсем короткие и отсоединить разъем можно только поставив усилитель на бок, держа блок с радиатором на весу, медленно стягивая этот тугой разъем, а масса блока более 4 кг.

Платы оконечного каскада на радиаторах
Платы оконечного каскада на радиаторах

Обычно, если открутить транзисторы, то они вынимаются из колодок и можно получить доступ к обратной стороне платы, но тут они не вынулись - видимо, при пайке колодок они пропаялись насквозь, до выводов транзисторов, либо так и было задумано изначально, чтобы не зависеть от окисления контактов в колодке. В общем, пришлось отпаивать сами колодки от платы, что без компрессорного оловоотсоса было бы сделать почти нереально - там сквозная металлизация и большой объем олова внутри переходной втулки.

В середине радиатора, между транзисторами (см. фото ниже), находится датчик температуры тепловой защиты.

Разобранный блок оконечного усилителя
Разобранный блок оконечного усилителя

Столько возни, а всего-то, по 5 электролитов на каждой плате оконечного каскада:) Один из них в делителе общей ООС, два высоковольтных - в мануале указано 250 В, на плате стоят по 160 В. Это шунты по питанию, поставил туда, вместо электролитов 1 мкФ\160 В, полипропиленовые Rifa PEH426 1 мкФ\250 В - они там будут лучше. Собираются блоки существенно легче и быстрее, чем разбираются:

Платы УМ после замены емкостей.
Платы УМ после замены емкостей.

Но и это не все: еще есть три платы внутри лицевой фальшпанели УМ: большая плата с управлением стрелочными индикаторами, плата входного аттенюатора, на которой установлены ALPS RK-40, кстати, и еще небольшая платка стаба для питания индикаторов с парой электролитов.

Платы из лицевой фальшпанели
Платы из лицевой фальшпанели

Все они откручиваются, снимаются, но уже не так быстро, как слотовые.

Плата управления стрелочными индикаторами
Плата управления стрелочными индикаторами
Плата входного аттенюатора
Плата входного аттенюатора
Плата стаба питания индикаторов
Плата стаба питания индикаторов

С заменой электролитов все, осталось почистить контакты всех реле и разобраться с подсветкой - вместо штатных ламп, которых сейчас не достать, кто-то повтыкал туда синие светодиоды на напряжение 12 В:

Светодиод в подсветке
Светодиод в подсветке

При этом, диоды были просто вставлены и их выводы прижаты металлическими контактами от старых оригинальных ламп, больше они ни на чем не держались. Индикаторы светились ярко, но отвратным ядовито-синим цветом. Так как лампы питались переменным напряжением, то светодиоды еще и мерцали, что особенно хорошо видно, если снимать видео. Долго подбирал вариант подсветки, чтобы было похоже на оригинал и остановился на оранжевой светодиодной ленте малой мощности на 12 В, которую включил через выпрямитель с небольшим электролитом в питании. 12 светодиодов поместилось, питание выбрал 11 В, чтобы лента не на пределе работала.

Подсветка индикатора.
Подсветка индикатора.

Получилось похоже на те фото с оригинальными лампами, которые удалось найти в сети.

Подсветка индикаторов в сборе
Подсветка индикаторов в сборе

Следующий этап - настройка тока покоя, нуля на выходе, а также показаний стрелочных и пиковых индикаторов по сервис мануалу, который есть в сети, но с хорошим разрешением только на сайте hi-fi Ingin. Ток покоя выставляется сразу общий, на все три пары, путем изъятия предохранителя по питанию и подключения в разрыв цепи миллиамперметра. Штатный ток 100 мА, то есть 33 мА на пару. Классическое значение для большинства винтажных УМ в классе АВ. Некоторая вальяжность в звуке может быть следствием наличия этих предохранителей во вторичной цепи силового питания - они, как ни крути, увеличивают выходное сопротивление БП и вносят свои ограничения в динамические характеристики. Ноль по постоянному напряжению на выходе удалось выставить довольно точно - менее 2 мВ и не особо плавает, индикаторы настроились без проблем.

Хотел еще акустические терминалы поменять - там уже стоят нештатные, из позолоченной латуни, но ни одни нормальные туда не лезут, так как очень мало места, оставил как есть.

Вид со стороны тыловой панели
Вид со стороны тыловой панели

После всех процедур и окончательной сборки снова подключил усилитель в систему. Пропала "сдержанность" по ВЧ, разрешение стало выше, но некоторая неторопливость в подаче музыки осталась, хотя динамические характеристики стали лучше. Однако окончательные выводы по звучанию можно будет сделать часов через 40, когда новые электролиты прогреются и звучание станет еще лучше.

Luxman M-4000
Luxman M-4000

Снял небольшое видео на смартфон - не для оценки качества звучания, естественно:)

Резюмируя, можно сказать, что Luxman M-4000 является одним из лучших винтажных УМ, которые мне доводилось слушать. Кроме высокого разрешения, масштабности звука, сцены и т.п, он умеет передавать эмоции, но если его подключать через пред, то он должен быть очень высокого уровня.

Статья написана на основе личного опыта. Все фото и видео мои.

Добавил эту статью сюда: Оконечные и предварительные усилители в моих обзорах

Винтажные полные усилители в моих обзорах

Мои статьи о кассетных деках

Цифровые источники звука в моих обзорах

Мои статьи о винтажных проигрывателях винила

Мои статьи о винтажных ресиверах

Мои статьи об импортных винтажных магнитолах

Мои статьи о катушечных магнитофонах

Мои статьи про аудио аппаратуру из СССР

Мои статьи о винтажных тюнерах и портативных приемниках

Ламповые усилители в моих обзорах

Моя коллекция аудиокассет

Все публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)