Найти в Дзене

Место встречи - Заречная улица: вспоминаем "Одесскую киностудию"

Вторая кинофабрика Украины заметно уступала первой в объёме, но на порядок превосходила по качеству. Если Киев потоком выпускал идеологически выверенные и скучнейшие фильмы, то в более свободной Одессе режиссеры хулиганили. И это помогало снимать великое кино. Эту студию основал настоящий одессит Мирон Гроссман в далёком 1907 году, открыв первое в Одессе киноателье и начав снимать хронику. Расширение произошло через шесть лет – в прямом смысле этого слова, когда на дачном участке брата Гроссман выстроил стеклянный павильон и открыл цех по обработке плёнки. На свет появилось товарищество "Мирограф", потом кинокомпания "Мизрах". Правда, публика местные фильмы смотрела неохотно, пока не грянула Первая мировая война, и зарубежные ленты поставлять в Россию прекратили. Бежавший из Москвы от большевиков в 1918 кинопредприниматель Харитонов привёз в Одессу самую знаменитую киноактрису России тех времен - Веру Холодную. Здесь она и умерла от "испанки" в возрасте всего 25 лет. Чуть больше года д

Вторая кинофабрика Украины заметно уступала первой в объёме, но на порядок превосходила по качеству. Если Киев потоком выпускал идеологически выверенные и скучнейшие фильмы, то в более свободной Одессе режиссеры хулиганили. И это помогало снимать великое кино.

Эту студию основал настоящий одессит Мирон Гроссман в далёком 1907 году, открыв первое в Одессе киноателье и начав снимать хронику. Расширение произошло через шесть лет – в прямом смысле этого слова, когда на дачном участке брата Гроссман выстроил стеклянный павильон и открыл цех по обработке плёнки. На свет появилось товарищество "Мирограф", потом кинокомпания "Мизрах". Правда, публика местные фильмы смотрела неохотно, пока не грянула Первая мировая война, и зарубежные ленты поставлять в Россию прекратили. Бежавший из Москвы от большевиков в 1918 кинопредприниматель Харитонов привёз в Одессу самую знаменитую киноактрису России тех времен - Веру Холодную. Здесь она и умерла от "испанки" в возрасте всего 25 лет. Чуть больше года до прихода РККА тут доживал свой век дореволюционный кинематограф. Никита Михалков отобразил это в своей ленте "Раба любви".

Вера Холодная
Вера Холодная

Красная армия вошла в Одессу в апреле 1919, и уже 23 мая кинопроизводство было национализировано. Так и появилась на свет "Одесская киностудия" - одна из самых самобытных и ярких кинофабрик советского кинематографа. Именно тут открылось первое учебное заведение для кинематографистов, здесь дебютировал Александр Довженко, а в середине 1920-х студия в Одессе по оснащению аппаратурой была лучшей во всем СССР. С "Одесской киностудией" связано много любопытных фактов. К примеру, здесь с 1921 по 1991 сменилось... 23 директора. Такой фантастической текучки не было ни на каких других киностудиях. А после войны эту кинофабрику и вовсе хотели разделить – в Одессе пожелали открыть свои филиалы киношники и РСФСР, и Молдавии, и самой Украины. Еще долго тут работала какая-то непонятная Черноморская кинофабрика, не имевшая настоящих хозяев.

Нина Иванова и Николай Рыбников в фильме "Весна на Заречной улице", 1956
Нина Иванова и Николай Рыбников в фильме "Весна на Заречной улице", 1956

Подлинный расцвет "Одесской киностудии" начался с ее полноценного возвращения Украине в 1955 году и с приходом в директора Александра Горского. Он позвал в Одессу молодых выпускников ВГИКа, предоставив им творческую свободу и режим наибольшего благоприятствования. Сюда поехали Марлен Хуциев, Генрих Габай, Ричард Викторов, Алексей Коренев, Евгений Ташков, Станислав Говорухин, Кира Муратова, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Петр Тодоровский и многие другие. Количество выпущенных в Одессе картин, ставших народными и вошедших в золотой фонд советского кино, было во много раз большим, чем на куда более крупной студии им. Довженко. К примеру, именно тут Миронер и Хуциев сняли "Весну на Заречной улице" - один из наиболее значительных фильмов советского кино 1950-х. Двумя годами позже тот же Хуциев выпускает "Два Фёдора" – это первая значительная работа в кино Василия Шукшина. Причем в 1950-е студия производила в год всего по три-четыре фильма, но почти каждый становился событием.

Юрий Белов, Александр Ширвиндт, Екатерина Савинова и Борис Бибиков в фильме "Приходите завтра", 1963
Юрий Белов, Александр Ширвиндт, Екатерина Савинова и Борис Бибиков в фильме "Приходите завтра", 1963

На "Одесской киностудии" по-настоящему засиял актерский талант Владимира Высоцкого. Вначале это были "Вертикаль" Говорухина и замечательные "Короткие встречи" Киры Муратовой, потом "Опасные гастроли" Юнгвальд-Хилькевича и - как вершина всего - "Место встречи изменить нельзя". Вряд ли есть советский телесериал, и сегодня повторявшийся бы по телевидению с такой частотой, который зрители помнили бы буквально покадрово. Ну разве что "Д’Артаньян и три мушкетёра". Впрочем, и его снимали на "Одесской киностудии", хотя большую часть работы провели во Львове. А сколько телеповторов выдержал и еще выдержит фильм Евгения Ташкова "Приходите завтра"? Разве такое вообще может надоесть когда-нибудь?

Михаил Светин, Александр Абдулов и Эммануил Виторган в фильме "Чародеи", 1982
Михаил Светин, Александр Абдулов и Эммануил Виторган в фильме "Чародеи", 1982

Если начать перечислять знаковые детские фильмы, которые сняли одесситы, то станет страшно за студию им. Горького. Может показаться, что там вообще ничего не делали. Судите сами - ""Судьба барабанщика", "Тимур и его команда", "Волшебный голос Джельсомино", "Капитан Немо", "Фантазии Веснухина", "Приключения Электроника", "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна", "Приключения Петрова и Васечкина", "В поисках капитана Гранта", "Выше Радуги" и многие-многие другие. Никто не будет спорить, что главным советским новогодним фильмом является мосфильмовская "Ирония судьбы" Эльдара Рязанова. А какой фильм на безоговорочном втором месте? Для детей моего поколения вопросов быть не может - только "Чародеи" Константина Бромберга. И выпустили их на "Одесской киностудии", расположенной в городе, где со снегом часто бывала большая напряжёнка.

Олег Даль и Ирина Губанова в фильме "Первый троллейбус", 1963
Олег Даль и Ирина Губанова в фильме "Первый троллейбус", 1963

Александр Бланк снял здесь сериал "Цыган" с Михаем Волонтиром, над финалом которого рыдала у экранов вся страна. А через несколько лет Пётр Тодоровский именно здесь выпустит свой "Военно-полевой роман". Лента Исидора Анненского "Первый троллейбус" собрала такую россыпь действующих на тот момент и будущих советских кинозвезд от Олега Даля, Михаила Кононова, Александра Демьяненко и Нины Дорошиной до Георгия Вицина, Льва Свердлина и Алексея Грибова, что для поиска чего-то похожего на других региональных киностудиях еще придется очень потрудиться. Одесситы замахивались и на фантастику. Здесь, к примеру, экранизировали роман Александра Беляева "Продавец воздуха" с Глебом Стриженовым в главной роли, а потом сняли и "Петлю Ориона" - один из первых серьёзных советских фильмов о контактах с представителями внеземных цивилизаций. Соавтором сценария картины стал космонавт Алексей Леонов.

Дмитрий Харатьян и Борислав Брондуков в фильме "Зелёный фургон", 1983
Дмитрий Харатьян и Борислав Брондуков в фильме "Зелёный фургон", 1983

Ленту "Зеленый фургон" на "Одесской киностудии" должен был снимать сам Владимир Высоцкий, постановку ему с большим трудом пробили, но до начала съёмок он дожить не успел. Остается только гадать, каким был бы его режиссерский дебют. Но и картина Александра Павловского до сих пор пользуется популярностью. Как и ставший культовым детектив Станислава Говорухина "Десять негритят" - возможно, одна из лучших экранизаций Агаты Кристи в мировом кинематографе.

Алексей Серебряков в фильме "Фанат", 1989
Алексей Серебряков в фильме "Фанат", 1989

Даже под конец СССР на Одесской киностудии выпускали фильмы, которые пользовались большим зрительским интересом. К примеру, "Морской волк" Игоря Апасяна по Джеку Лондону, "Фанат" Владимира Феоктистова с Алексеем Серебряковым, ставший самой популярной лентой в СССР про карате, крепкий детектив "Криминальный талант" Сергея Ашкенази, советско-польский комедийный боевик Юлиуша Махульского "Дежа вю" с Ёжи Штуром. Здесь Александр Полынников увлекся съемками советской эротики, активно раздевая перед камерой супругу - актрису Анну Назарьеву. После распада СССР киностудию лихорадило. В первые годы шел вал "кооперативного кино", затем провалы - с 2010 по 2016 ни одного фильма. Правда, Юнгвальд-Хилькевич доснимал здесь своих мушкетеров, загружая студию, но с каждым новым фильмом они выглядели все ужаснее. Сейчас кинофабрика в Одессе продолжает работать, но её золотая эпоха навсегда осталась в прошлом той большой страны, которая ушла в историю.