Найти в Дзене
Художка Лайт

КАК НАЧИНАЮЩЕМУ ХУДОЖНИКУ ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ КРИТИКИ ЕГО РИСУНКОВ

В этой статье хочу поделиться своими размышлениями о том, как начинающему художнику преодолеть страх, что его работы будут раскритикованы опытными художниками или преподавателями. Умозаключения, к которым я пришла, основаны на моем опыте, опыте моих коллег и моих учеников. Так как большая часть нашей аудитории - люди взрослые, то все сказанное ниже будет относиться именно к взрослым начинающим художникам. ЗАЧЕМ НУЖНА КРИТИКА? Итак, для начала разберемся, зачем вообще нужно критиковать работы начинающих художников. Критиковать в прямом смысле этого слова, собственно, и не нужно. То, что начинающий художник воспринимает как критику, преподаватели называют анализом. Без анализа результатов любой работы невозможен прогресс. Если человек хочет развиваться в какой-либо области, он должен принять тот факт, что на данный момент он не владеет идеальными знаниями, умениями и навыками в этой области, и ему необходим более опытный в данной области человек, который задаст вектор развития, т.е. ука

В этой статье хочу поделиться своими размышлениями о том, как начинающему художнику преодолеть страх, что его работы будут раскритикованы опытными художниками или преподавателями. Умозаключения, к которым я пришла, основаны на моем опыте, опыте моих коллег и моих учеников. Так как большая часть нашей аудитории - люди взрослые, то все сказанное ниже будет относиться именно к взрослым начинающим художникам.

ЗАЧЕМ НУЖНА КРИТИКА?

Итак, для начала разберемся, зачем вообще нужно критиковать работы начинающих художников. Критиковать в прямом смысле этого слова, собственно, и не нужно. То, что начинающий художник воспринимает как критику, преподаватели называют анализом.

Без анализа результатов любой работы невозможен прогресс. Если человек хочет развиваться в какой-либо области, он должен принять тот факт, что на данный момент он не владеет идеальными знаниями, умениями и навыками в этой области, и ему необходим более опытный в данной области человек, который задаст вектор развития, т.е. укажет на недостатки и подчеркнет успехи.

Изобразительное искусство - не исключение.

А СУДЬИ КТО?

Когда идет речь о критике, даже конструктивной, очень важно, КТО и КАК проводит анализ вашей работы. Если данный человек не вызывает у вас доверия, или вы не уверены в его компетенции, конечно, никой анализ вашей работы не будет восприниматься адекватно.

Поэтому в самом начале творческого пути очень важно найти "своего" преподавателя. Во-первых, этот человек должен обладать для вас определенным авторитетом, вы должны быть уверены, что он точно знает, как нужно.

Для этого достаточно посмотреть на собственные работы преподавателя или работы его учеников. Если нравится и хочется так же, то такой "критик" вам подходит.

В торой аспект - психологический. Все мы разные, и это прекрасно.

Но личностные качества педагога напрямую влияют и на методы его обучения.

О "нестандартных" методах обучения, с которыми я лично столкнулась на худграфе, я писала в предыдущей статье.

Так вот, если вы человек кроткий и ранимый, близко к сердцу воспринимаете все, что вам говорят, то вам нужен крайне тактичный и мягкий преподаватель, который будет тщательно подбирать слова. Излишне прямолинейный специалист может навсегда отбить у вас охоту брать в руки кисть.

Могу сказать, что я, будучи человеком прямым и довольно резким, всегда предупреждаю родителей, которые хотят записать ребенка в мой класс, что я нацелена на высокие результаты, поэтому требую от учеников четкого выполнения инструкций и в учебном процессе называю вещи своими именами (конечно, в рамках педагогической этики и с учетом возрастных особенностей детей :)) ). И если ребенок очень восприимчив к любой критике, слезлив и раним, то я рекомендую таким родителям "отдать" его к другому преподавателю, более мягкому и тактичному. Благо, коллектив у нас большой, и все мы друг на друга не похожи, так что выбор у родителей всегда есть.

МОЙ РИСУНОК - ЭТО НЕ Я САМ

Очень важно начинающему художнику разграничить собственное "Я" и свои рисунки. Да, безусловно, наши творческие работы являются выражением нашего внутреннего мира. Но нужно определиться с тем, какая работа является творческой, а какая - учебной.

Учебная работа, в отличие от творческой, не является проявлением вашей души. Она является черновиком, на котором вы учитесь делать первые шаги в изобразительном искусстве. Учебные работы не вешают на стену, их не дарят друзьям, не отправляют на выставки. Их хранят лишь для того, чтобы можно было проследить прогресс в обучении. И ценность в данном случае представляют не сами работы, а тот опыт, те знания и умения, которые вы получили, выполняя учебную работу.

Мы же не обижались на учителя математики в школе, когда он зачеркивал неправильно решенную в тетрадке задачу? И наше эго никак от этого не страдало, правда? Так вот, если воспринимать учебные работы как задачи, то никакая "критика" решения этих "задач" не будет вызывать негатива и обид.

Ведь такая работа - это не ты сам и даже не часть тебя, а лишь проявление твоих умений на данный момент времени.

Как отличить учебную работу от творческой? Очень просто.

Пока вы не освоите язык изобразительного искусства, любая ваша работа будет либо учебной, либо совершенно бесполезной.

Учебная работа - это рисунок, при выполнении которого вы или ваш преподаватель ставите какую-то конкретную задачу: передать предметный цвет; выполнить конструктивное построение; распределить светотень; передать воздушную перспективу и т.п.

Бесполезная работа - это "красивая картина", которую вы создаете либо как копию какой-либо фотографии или картинки, либо как фантазийную композицию "из головы".

Как бы это ни было печально, но такие работы не дают никого прогресса в обучении, а также не являются произведением искусства, потому что просто не могут содержать грамотно заложенного художественного образа. Подробнее о художественном образе мы говорили в одной из предыдущих статей.

Единственное, что формируют такие работы - это навык работы в материале, да и то не всегда этот навык является полезным. Ведь, зачастую, начинающие художники даже с различными красками работают неправильно.

Важно понять одну простую истину:

невозможно "говорить" на каком-либо языке, если ты его не знаешь. Не владея языком, можно лишь имитировать, но НЕ ГОВОРИТЬ.

Что же делать? Учиться! Найти грамотного наставника по душе - и учиться. Сначала выучить "звуки" и "буквы", потом "слова", и лишь потом "предложения". И когда дойдете до "текстов", можно пробовать писать "сочинения". Такими "сочинениями" и станут ваши творческие работы.

С уважением и пожеланием творческих успехов, Юлия Волкова

П.С.: Искренне надеюсь, что наши подписчики правильно поймут посыл этой статьи: я ни в коем случае не пытаюсь "принизить" начинающих художников, напротив, я очень хочу, чтобы каждый новичок в изобразительном искусстве, которых довольно много среди наших подписчиков, перестал "топтаться" на месте, стараясь сразу создать "шедевр". Это, к сожалению или к счастью, невозможно.
Но обучение изобразительному искусству - не менее увлекательный процесс, чем свободное творчество. И путь к овладению изобразительным искусством лежит только через обучение, неотъемлемой частью которого является анализ выполненных учебных работ.

Все вопросы и обсуждения, как всегда, в комментариях!