Просчитал у Г.В. Вернадского: "В 1482 году Иван III просил короля Матвея Корвина Венгерского направить в Москву горных инженеров для разведки месторождения металлов. Если венгерские инженеры и были посланы, то они не добрались до Москвы. В 1491 году послы Ивана III привезли двух горных специалистов из Германии. В русских источниках упоминаются только их имена - Иван и Виктор. Сопровождаемые двумя русскими чиновниками, они отправились в Северную Русь и разведали месторождения серебра и меди в Усть-Цильме в низовьях реки Печоры. В следующем году в Москву приехал немец Михаил Снапс с рекомендательными письмами от короля Максимилиана I и его дяди эрцгерцога Сигизмунда Инсбрукского, которые просили Ивана III позволить Снапса предпринять путешествие к берегам Оби для географических исследований. Иван III отказал под предлогом, что не сможет гарантировать безопасность Снапса в "варварских" районах. Но , скорее всего, дело было в подозрениях по поводу истинной цели миссии Снапса". Из этого кусочка мы видим, что контакты Руси с Западом начались в глубокой древности. Но что это были за контакты? Они были в технической и научной сфере. Тот же Вернадский подробно описывает свадьбу дочери Ивана III Елены и великого князя Александра, католика по вероисповеданию. Хотя брак между католиком и православной весьма сомнителен, но из описания этой свадьбы, мы видим, как на каждом этапе свадьбы князь отстаивал ее православность и русскость. Когда жених подъехал верхом к карете невесты. то жених сошел к невесте по красному полотну, а Елена ступила на дамаск, расстеленный перед каретой московскими боярами. И таким образом она символично оставалась на московской территории. Духовник Фома, присланный с княгиней, во время обряда венчания читал молитвы, по-славянски, а княгиня Мария Ряполовская держала над главой Елены венец, несмотря на недовольство католиков. Бояре отправили в Москву отчёт , в котором подчеркнули, что Елена на свадьбе была в русском наряде и добавили с явным удовлетворением: "И сегодня, на четвертый день свадьбы, великая княгиня все ещё носит собственное платье и кику". Главным условием перед свадьбой князь Иоанн поставил сохранение дочерью православной веры. И непросто великий князь заботился о сохранении православной веры, но и о сохранении национальных традиций. Разве можно это сравнить с петровским временем, когда Россия в лице царя без колебаний устремилась на Запад, и началась многолетняя западная интервенция. А в древние времена русские могли сотрудничать в научно-технической сфере и сводить к минимуму культурное общение. В те годы Русь была хранительницей православия и резко реагировала на все посягательства на православие в Литве и Польше. Немало сложностей доставили православным единоверные греки, многие из которых явились скрытыми или явными униатами . Отец Иоанна великий князь Василий, изгнал греческого митрополита Исидора, после того. как тот принял Ферарро-Флорентийскую унию. Впоследствии, этот грек стал кардиналом и не оставлял русских своими "заботами". Он посоветовал греческому униатскому патриарху Григорию Мамас поставить в митрополиты болгарина Григория. Папа Пий II направил его в Польшу, где король принял его в качестве "митрополита Киевского и всея Руси. Но московские епископы и власти его не приняли, а западнорусские под давлением подчинились. После десятилетних попыток протолкнуть идею унии, этот Григорий в 1469 году испросил благословения у Константинопольского патриарха не униата, но московская церковь, все равно, не захотела принимать униата, и так началось разделение на две части: Московскую и Киевскую. Видно, что и правители и русская церковь крепко стояли в вере, и отражали все попытки и католиков, и греков-униатов навязать свое зловерие. Подобным униатским детективом была свадьба самого великого князя Иоанна с греческой католичкой Зоей, которая более известна как София Палеолог. Она поменяла имя по возвращении в православие. Брак этот готовил папа Павел II с целью обращения Руси в католичество и хотел сделать из нее союзника в войне с Османской империей. Но, все, как видим, у них сорвалось. Но портал, ещё долго оставался открытым. Через него на Русь проникали итальянцы-католики, униаты и разные прочие эмиссары. Западная же часть русской церкви много лет хранила православие, но "греческая православная церковь на Украине в конечном итоге стала сама каналом западной культуры, приняв многие черты римско-католической образовательной системы, включая изучение латыни". Можно сказать, что почти вся греческая верхушка, приезжавшая в Россию, была униатской. Даже прп. Максим Грек, которого Дмитрий Лихачёв называл «первым интеллигентом на Руси», на короткое время переходил в католичество, и был поклонником католического проповедника Джироламо Савонаролы. По свидетельству его келейника, он считал униата Исидора, впоследствии кардинала "истинным учителем" (см. Фроянова). Ничего не сделаешь: все они были жителями Рима Второго. Но хочется заметить, что многое удавалось западным эмиссарам, именно, через религиозное и культурное общение, и беспечность в этой области приносила и приносит России многие беды.