Знакомая моей знакомой недавно попросила меня срочно позаниматься русским языком с её сыном-десятиклассником. 3 мая ему предстоит ВПР (сочинение по произведениям русской и зарубежной литературы). Заниматься постоянно репетиторством мне абсолютно некогда, но как не помочь, когда очень просят?
Объяснила мальчику, как надо писать подобные сочинения: по какому плану, в каком порядке, чем отличаются литературные сочинения от сочинений по русскому языку - ну, и все прочее. Разумеется, я выдала примерный список тем и объяснила, как следует вычленить проблему. Затем разобрали мы с мальчиком примеры сочинений. Наконец, дошло дело до самих произведений. Спрашиваю:
- Ты можешь из всех произведений отобрать пять-шесть таких, какие ты хорошо знаешь?
Долго думал, потом назвал «Давайте убьем Констанцию» Р. Брэдбери.
-Хорошо. Давай, называй еще, - говорю.
- Из программы?
- Ну да, из программы.
Задумался. Я подсказываю, что можно вспомнить произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Л.Н. Толстого, Чехова, Бунина. При упоминании Пушкина оживился:
- А что можно из Пушкина?
- Да все. «Капитанскую дочку», например.
- «Капитанскую дочку» я плохо помню.
- А Брэдбери?
- Брэдбери хорошо помню.
- Так ведь Брэдбери вам предлагалось почитать еще в 6 классе.
- Не, наша учительница задала нам почитать недавно.
- А повести Алексина не задавала читать? Или Шолохова? Например, рассказ «Судьба человека»? Ты читал «Судьбу человека?
«Судьбу человека» этот десятиклассник не читал. Не смотрел одноименный фильм. Не читал «А зори здесь тихие» Б.Васильева. Вообще ничего, как выяснилось, из советской и российской военной прозы и поэзии не читал. Зато прочел Рэя Брэдбери.
- Как ты будешь выкручиваться на ВПР, если будет задана тема на знание отечественной военной литературы? Писать-то сочинение придется в канун Дня Победы.
- Не знаю.
Посоветовала парню в оставшиеся дни прочесть рассказ Шолохова, поскольку это не повесть, а только рассказ. Или, на худой конец, посмотреть фильм.
Тяжело мне стало после этого занятия с парнем из 10 класса, который претендует на аттестат с «четверками» и «пятерками» и собирается по окончании школы поступать в вуз.
Я понимаю, что нынешние школьники не любят читать книги. Многие совсем не любят и не читают. Но почему некоторые учителя-словесники спокойно закрывают на это глаза, не пытаются каким-нибудь образом привлечь учащихся к лучшим образцам литературы. В первую очередь, отечественной. Ведь на вооружении учителя прекрасные экранизации, видеоуроки, аудиозаписи. В конце концов, сам учитель мог бы что-то на уроке прочесть. Пусть дети не читают, не слушают, не смотрят дома. Хотя бы частично проблему чтения можно было бы решить в урочное время. А не идти у подростков на поводу, задавая им легкое чтиво. (Я ничего не имею против Р. Брэдбери, но рекомендовать читать этого автора перед экзаменом по литературе не совсем уместно).
Ошибки и недоработки безответственного учителя, к сожалению, приходится исправлять репетитору, к которому обратиться могут далеко не все родители. Это как по-вашему?