Найти тему
PHOTAR

Дональд Маккаллин: величайший военкор Британии

   Фото: Donald McCullin
Фото: Donald McCullin

Сэр Дональд «Дон» Маккаллин (Donald McCullin) — один из ведущих фотожурналистов, специализирующихся на военной и социальной тематике XX века. В Великобритании его считают выдающимся репортёром, который непревзойдённо передавал атмосферу боевых конфликтов и недостатки общества. Маккаллин охватывал съёмкой практически все важные мировые войны второй половины ХХ века, а также запечатлел множество социальных проблем. Он является своего рода «голосом протеста» в сфере фотографии, всегда стремящимся выразить сочувствие пострадавшим от конфликтов.

Дон Маккаллин — истинная легенда социального фоторепортажа. Он был первым фотографом, удостоенным ордена Британской империи. Уже в 1964 году его работа на Кипре была отмечена престижной премией World Press Photo. За десятилетия своей карьеры фотограф получил более 10 различных наград и выпустил множество фотокниг. Его жизнь стала основой для документального фильма, который в 2012 году был номинирован на премию BAFTA, а недавно привлёк внимание Голливуда. В планах продюсеров снять фильм о жизни Маккаллина, в котором главную роль исполнит Том Харди.

Фотограф Дон Маккаллин является мастером художественной фотографии, который открыто поднимает социальные проблемы и представляет их в честной и проникновенной манере. В своих работах он стремится к передаче истинности, улавливая композицию с интуитивным талантом, и, за исключением единичного случая во время войны во Вьетнаме в 1968 году, избегает постановочных снимков.

С самого начала своей карьеры в 1959 году, Дон Маккаллин отказался от использования вспышки. Он не верит в цифровую фотографию и не прибегает к кадрированию. Его цель — показать зрителю правду так, как он её видит своими глазами. В его портретных работах и фотоэссе оживают драматические события, которые происходили на Кипре, во Вьетнаме, Камбодже, на Ближнем Востоке, в Африке, Индии, Северной Ирландии и даже Сирии. В этих местах проливалась кровь и вспыхивали страсти, и Маккаллин умело запечатлевает их.

    Автопортрет: Donald McCullin
Автопортрет: Donald McCullin

В 1982 году британское правительство отказало Дону журналистскую аккредитацию для освещения войны на Фолклендских островах, поскольку предполагалось, что его честные и талантливые снимки вызовут слишком сильную реакцию общественности. Творчество фотографа отличается смелостью и мастерством. Даже в случае съёмки человека, бросающего гранату, Маккаллин уделяет время на создание композиции, хотя это занимает всего лишь несколько секунд. Однажды Маккаллин, смотревший в объектив своей камеры Nikon F, случайно выжил, когда камера поглотила пулю от выстрела камбоджийского снайпера, стрелявшего из АК-47.

В отличие от некоторых военных фотографов, таких как Роберт Капа, Дон Маккаллин пережил множество опасных ситуаций, включая получение ран и ожоги. Несмотря на это, он преодолел все трудности и продолжал свою работу, словно рептилия, остерегаясь опасностей, но настойчиво стремясь выжить. Помимо освещения военных и социальных конфликтов, Дон Маккаллин также известен своими документальными работами. Он признаёт, что значительное влияние на его творчество оказал Альфред Стиглиц. В последние десятилетия он уделяет больше внимания пейзажной и портретной фотографии. Интересно отметить, что Маккаллин снимал портреты уже в юности.

    Фото: Donald McCullin
Фото: Donald McCullin

Одним из знаменитых моментов в карьере Дона Маккаллина была его фотосессия с группой The Beatles, известная как «Mad Day Out». Она состоялась в 1968 году, когда группа уже не выступала на концертах. Фотографии Маккаллина были использованы в фильме Микеланджело Антониони «Фотоувеличение». Художественные снимки Маккаллина сосуществовали с его социально значимыми работами, и он начал своё «творческое путешествие» именно с этого периода.

Будущий сэр Дональд Маккаллин родился в 1935 году в небогатом северном районе Лондона и провёл своё детство в Финсбери Парк. Во время Второй мировой войны его эвакуировали в Сомерсет, где он полюбил медитативные пейзажи, оставившие неизгладимое впечатление на него. В школе Дона испытывал трудности из-за дислексии, но его талант в рисовании принёс ему стипендию в школе искусств. Тем не менее после смерти отца в 15 лет он покинул школу и начал работать разнорабочим, выполняя различные работы на железной дороге и в небольших закусочных.

В 1953 году Дона призвали на службу в Королевские ВВС, и он был отправлен в зону Суэцкого кризиса. Там ему было поручено помогать фотографу, и именно тогда он впервые познакомился с камерой. Большую часть своего военного времени он провёл, проявляя чужие фотографии в тёмной комнате. Во время своей поездки в Найроби, Кения, Дон приобрёл свою первую камеру Rolleicord всего за 30 фунтов.

    Фото: Donald McCullin
Фото: Donald McCullin

Вернувшись домой, Дон вынужден был заложить свою камеру из-за финансовых трудностей. Однако его мать выкупила камеру, позволив ему продолжить своё творческое развитие. Дон начал фотографировать всё, что его окружало, включая местные банды, к которым он имел связи. Одно из таких фото удалось Маккаллину показать редакторам The Observer, и его фотография была опубликована. Так началась его профессиональная карьера.

    Фото: Donald McCullin
Фото: Donald McCullin

С начала 60-х годов Маккаллин активно работал в опасных и конфликтных зонах, а также сфокусировался на социально значимых темах в английской провинции и на промышленном Севере Великобритании. В 1966 году он стал официальным корреспондентом Sunday Times и работал в газете до 1984 года. В течение своей карьеры Дон Маккаллин снимал блокаду Биафры и жителей, страдавших от голода, а также жертв африканской эпидемии СПИДа. Он работал в различных местах, таких как Палестина, Бейрут и Пакистан.

    Фото: Donald McCullin
Фото: Donald McCullin

Некоторые из наиболее известных фотографий Маккаллина были сделаны во время войны во Вьетнаме. Среди них была изображение молодого солдата, погибшего в бою. Этот снимок вызвал шок у Маккаллина своим непристойным поведением американских морпехов, обращавшихся с телом юноши. После того как американцы ушли, фотограф собрал разбросанные семейные фотографии, аптечку и сумку с патронами, и аккуратно уложил их у ног вьетнамского солдата.

    Фото: Donald McCullin
Фото: Donald McCullin

Затем он сделал единственное постановочное фото, которое стало гуманистическим заявлением. Дон Маккаллин внёс значительный вклад в фотожурналистику, зафиксировав множество важных событий и социальных проблем своего времени. Его работы отличались сильной эмоциональной глубиной и социальной значимостью, что принесло ему международное признание и уважение в фотографическом сообществе.

Фотограф Дон Маккаллин получил всемирное признание, в частности благодаря своим работам, выполненным в конце 1970-х годов в Северной Ирландии. Фотографии, запечатлевшие конфликт, были включены в одну из книг этого художника. Другие фотоэссе Маккаллина посвящены таким регионам, как Палестина, Ливан и Африка. Даже в возрасте за 80 лет Маккаллин продолжает освещать конфликты. В 2018 году он отправился в Сирию по заказу ВВС, где снял последствия ужасного разрушения памятника ЮНЕСКО — Пальмиры. В последние годы Дон Маккаллин сосредоточился на съёмке натюрмортов и пейзажей Сомерсета, где он проживает.

    Фото: Donald McCullin
Фото: Donald McCullin

У него пятеро детей и огромный архив работ, а выставки его фотографий до сих пор проходят в Великобритании и других странах мира, что приносит радость всем поклонникам его выдающегося творчества. Дон Маккаллин — фотограф, чьи работы отличаются яркостью и мастерством. Он неустанно стремится к передаче правдивости и эмоций через свои снимки. Будь то социальные проблемы или искусство документирования, Маккаллин оставил неизгладимый след в истории фотографии, сочетая свою смелость и талант с непреклонной приверженностью к отражению мира таким, каким он видит его своими глазами.

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube