Всем привет! Начнём с небольшого дисклеймера – написать сочинение на максималку без упорной практики почти невозможно. Во всяком случае, вероятность такого события крайне мала. При этом писать сочинения необходимо самому, ведь заглядываться на чужие сочинения и впитывать их словно губка – эффектно, но неэффективно!
Если у тебя за плечами мощный опыт по написанию сочинений в течение года, то эта методичка будет неким чек-листом, по которому ты сможешь проверить, можно ли за такую писанину получить заветные 24 балла.
Итак. Бесподобный чек-лист!
- Читаем текст и выделяем ключевые слова/фразы/тезисы/поступки и мысли героев (даже если они не самые логичные);
- Определяем тему и пытаемся понять по ключевым словам/фразам, что хотел донести до нас автор. Это будет наша авторская позиция;
- После необходимо включить логику и попытаться понять, что же такого мы спросили у мудрейшего автора, что он ответил нам предложением из авторской позиции. Таким образом мы формулируем проблему.
Например, позиция автора: литература даёт человеку мудрые советы, обогащает его внутренний мир, меняет жизнь к лучшему.
Проблема: какую роль играет литература в жизни человека?
- Далее смотрим, какие два примера из текста подходят под проблему и плавно выводят нас к позиции автора.
- Начинаем писать сочинение по структуре
“Какую роль в жизни человека играет …? Именно такую проблему ставит … в приведенном тексте.
Чтобы ответить на заданный вопрос, автор повествует о/ говорит о…/пишет о…. Привлекая внимание читателей, делает акцент на…(1 ПРИМЕР). Этот пример показывает, что…(ПОЯСНЕНИЕ ПРИМЕРА 1). Далее, чтобы …. (АНАЛИЗ СВЯЗИ), автор противопоставляет/дополняет/сравнивает/отвечает на вопрос…. Он утверждает: (ПРИМЕР 2). Тем самым писатель демонстрирует … (ПОЯСНЕНИЕ 2 ПРИМЕРА).
Автор приходит к выводу, что (ПОЗИЦИЯ АВТОРА).
С писателем невозможно не согласиться. Действительно, ….(ОТВЕТ НА ВОПРОС: ПОЧЕМУ ТЫ СОГЛАСЕН (-НА) С АВТОРОМ). Чтобы подтвердить эту мысль, приведу пример из .. (ОБОСНОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ).
Подводя итог, …. (ЗАКЛЮЧЕНИЕ).
- Проверяем сочинение на черновике. Выявляем речевые повторы, бессодержательность речи, неясность речи, лишние запятые, отсутствующие запятые. Потом проверяем грамматику, абзацное членение, логические переходы между предложениями.
- Переписываем красиво в бланк и ещё раз вычитываем.
Важно: желательно изучить критерии оценивания! Так ты сможешь проверить сочинение по критериями, и если чего-то будет не хватать по структуре, то ты вовремя это обнаружишь и поправишь!
А больше образовательного контента вы можете найти на нашем ютуб-канале: https://www.youtube.com/@el-ed/videos