В статье будут спойлеры, поэтому если не смотрели – не читайте.
1. Бегство от собственного «Я». В дневнике Артура Флека есть строчка: «Может моя смерть принесет больше пользы, чем моя жизнь?» (не дословно). Чтобы доказать себе, что он существует, Джокер пытается привлечь внимание. Наряжается клоуном, выступает на сцене клуба. Это показывает его внутреннюю пустоту. Если человек бежит от внутреннего «Я» (в котором огромное количество непрожитой боли), внешний мир никогда не заполнит вакуум внутри.
2. Подавленные чувства. В Артуре много ненависти. Его детство прошло в неблагополучной приёмной семье, в которой его избивал ухажер матери. Но препараты и воспитание в стиле «Надень улыбку» давят чувство гнева. Первую часть фильма Джокер скован, отвечает невпопад, стеснителен. Но когда таблетки заканчиваются, злость выходит наружу. Это выражается в том, как он ведёт себя на ТВ-шоу. Агрессивный и уверенный, совсем другой Артур Флек. С этим чувством нужно учиться работать, контролировать его, а не подавлять. В каждом человеке должна быть здоровая агрессия, которая помогает строить отношения, отстаивать границы, создавать лучшую жизнь. К сожалению, Джокер использует другую часть гнева – разрушительную.
3. Срыв аварийного люка. У человека есть три люка, которые он может использовать, когда жизнь становится невыносимой. Убить другого, суицид, сумасшествие (стать Наполеоном). Когда травмированный клиент не осознает, что такое смерть, он считает, что люк – его последний шанс что-то изменить. Многие люди неосознанно стремятся к такому поведению в течение жизни: трудоголизм, причинение себе вреда, ввязывание в драки. Джокер одновременно шёл ко всем трём исходам: представлял, как пустит пулю в голову, уходил в «иллюзорный мир». Но люк срывает первое «незапланированное» убийство в метро. После этого он как зверь, почувствовавший «запах крови» идёт за новыми жертвами.
4. Последствия. Вряд ли Джокер Хоакина Феникса превратится в «идеального преступника» Джека Николсона, или «сумасшедшего с миссией» Хита Леджера. В этом фильме он – «первый, кто нажал курок», чем вызвал одобрение раздраженной толпы. В течении фильма режиссер не показывает гениальный ум Артура Флека, а только его путь к сумасшествию. «Человек, под влиянием неблагополучной среды сошел с ума», и в этом нет никакой магии. На тонкой грани между здоровьем и безумием живут множество людей. Они нуждаются в помощи больше всех, но, к сожалению, не обращаются за ней.
Вывод: это один из моих любимых фильмов, так как чётко видна параллель между тем, как травмы детства и общество могут превратить вас в "животное", в социально-опасного человека. Безумно нравится антураж фильма, депрессивная музыка и прекрасная игра Хоакина, медленно-перетекающий фильм, где ты успеваешь задуматься о поступках героя и о ужасе происходящем. Психолог Андрей Зубков пишет: «Если у вас есть психологические проблемы, не откладывайте их в долгий ящик». Не бегите от них, а попытайтесь в них разобраться. Исследуйте свой внутренний мир, и чувства. Если появились мысли о самоубийстве (аварийные люки) обратитесь к психологу. Грань между здоровой и болезненной психикой очень тонкая и пройти её можно незаметно для себя.