Найти в Дзене

Как я на сусликов охотился?

Один раз моя бабушка Лена водила меня сусликов добывать. Жили мы с ней тогда в селе Солдатско-Степное Быковского района Волгоградской области. Это село находилось в степи. Что такое степь? Как объяснить тому, кто её не видел? Это такое безграничное поле, в котором одна трава, куда ни бросишь взгляд. Отошёл от села недалеко - и всё, нет села. Вокруг одна трава. Налево посмотришь трава, направо трава, спереди, сзади - и там трава. Если бы не солнышко, так и села бы в этой степи не сыскать. Бабушка у меня сама-то родом из этих мест. А я там приезжий, мест не знаю, ориентироваться не умею, за бабушкой хвостом таскаюсь. Но и на том спасибо от бабушки слышу, лет-то мне немного, всего семь, но помочь ей хочу. Да и интересно мне самому, как это сусликов добывают. Бабушка мне рассказывает, что во время Отечественной войны, когда немцы Сталинград захватить хотели, много месяцев сражение здесь шло, и местные жители в этой зоне оказались между молотом и наковальней. Сегодня здесь немецкие войска,

Один раз моя бабушка Лена водила меня сусликов добывать. Жили мы с ней тогда в селе Солдатско-Степное Быковского района Волгоградской области. Это село находилось в степи. Что такое степь? Как объяснить тому, кто её не видел?

https://fydi.ru/ - источник фото
https://fydi.ru/ - источник фото

Это такое безграничное поле, в котором одна трава, куда ни бросишь взгляд. Отошёл от села недалеко - и всё, нет села. Вокруг одна трава. Налево посмотришь трава, направо трава, спереди, сзади - и там трава. Если бы не солнышко, так и села бы в этой степи не сыскать.

Бабушка у меня сама-то родом из этих мест. А я там приезжий, мест не знаю, ориентироваться не умею, за бабушкой хвостом таскаюсь. Но и на том спасибо от бабушки слышу, лет-то мне немного, всего семь, но помочь ей хочу. Да и интересно мне самому, как это сусликов добывают.

Бабушка мне рассказывает, что во время Отечественной войны, когда немцы Сталинград захватить хотели, много месяцев сражение здесь шло, и местные жители в этой зоне оказались между молотом и наковальней. Сегодня здесь немецкие войска, завтра здесь советские войска, бомбёжки, артобстрелы, наступления, отступления. Ужас, в общем. Продуктов нет. Одежды нет. Степь вокруг, леса нет – дров нет. Кизяка*, которым отапливались местные жители и на котором еду готовили, тоже нет. Так как скотину всю уже давно съели, и война идёт не первый год. Вот местные ребятишки своим родителям и помогают, как могут, сусликов на еду добывают. Да и сегодня, она говорит, из шкурок суслика вещи делают, 2 копейки за шкурку заготконтора платит. А мясо вкусное на еду идёт.

Азарт взял меня. Мечта ведь у меня, я в школу иду. А в магазине глобус стоит со всеми странами и городами, и стоит он 12 рублей. Ох, думаю, надобываю сусликов, сдам их, глобус себе сам куплю.

Бабушка тем временем показала мне столбики, торчавшие из земли и при нашем появлении шустро исчезнувшие в норках, пояснила, что это и есть те самые спасшие их от голода суслики. И показала на кусты, непонятно как в степи оказавшиеся. А за ними стояло кирпичное строение, рядом с которым находилась бочка с водой, да не простая, а такая огромная, в которой молоко возят, но без машины и полная воды. Чудеса! Вроде степь кругом, одна трава, и раз - постройки человеческие.

С собой мы несли два небольших ведра и сумку. Наполнив ведра водой, мы подошли к норам и стали заливать в них воду, чтобы суслики наружу выскочили. Я, конечно, ловец ещё тот был. Суслик мимо моих рук в другую норку юрк. А бабушка раз и вторым ведром суслика накроет, достанет и на моих глазах хлоп суслику палкой по голове, он и обмяк. Так я и понял, как добываются суслики. Только сам не смог так сделать ни разу. Понял, что добывать сусликов ради денег не стоит. И понял, как тяжело было моей бабушке и её ровесникам - детям во время войны. Суп из сусликов я, конечно, ел, чтобы бабушку не расстраивать. Но сказать, что он был вкусным, не могу. Настроение было не то.

Бабушка больше меня на сусликов охотиться не брала. Поняла, что один жизненный урок я усвоил хорошо.

(Кизяк* - сушеный навоз, который использовали вместо дров жители некоторых южных регионов СССР)