В преддверии годовщины Победы решил опубликовать здесь боевой путь моего прадеда Константина Невенченко, который понемногу пишу уже несколько лет.
Стыдно в этом признаться, но в 2012 году, когда впервые задумался о его судьбе, я с большим трудом вспомнил даже его отчество.
С тех пор я написал несколько десятков военных биографий для чужих людей, но, как это часто бывает, «сапожник без сапог». Исправляюсь!
За 10 лет архивных поисков и семейных опросов старшего поколения собралась большая масса материалов, которые нужно было уложить в стройную и понятную историю.
Благодаря сохранившимся документам из Центрального архива Министерства обороны РФ, Архива военно-медицинских документов и нескольких других учреждений удалось довольно детально восстановить его запутанный и непростой боевой путь.
Константин родился 26 августа 1916 года (13 августа по старому стилю) в станице Белореченской Краснодарского края в крестьянской семье Пантелеймона Дмитриевича и Акилины Ивановны Невенчанных.
По данным из метрической книги 1916 года, отец, а возможно и мать, родились далеко от Кубани - в казенном хуторе Лантратове Троицкой волости Валуйского уезда Воронежской губернии, который стоит на реке Уразова. Сейчас это место находится на территории Троицкого района на севере Луганской области, на самой границе с Белгородской областью.
Крестными родителями Константина, или восприемниками, как их тогда называли, стали крестьяне Харьковской губернии Купянского уезда Кабанской волости Иван Михайлович и Пелагея Трофимовна Мележиковы.
По воспоминаниям родных, Константин рано потерял родителей и воспитывался родственницей Марфой Карповной в хуторе Привольном Белореченского района.
Благодаря сохранившейся переписи населения 1920 года по станице Белореченской стал известен состав семьи Пантелея Дмитриевича Невенчанного: 5 человек мужского пола и 3 человека женского пола (строка 27).
Константин окончил лишь 5 классов школы. По воспоминаниям членов семьи, еще подростком и юношей, до призыва в армию, он имел два своих вороных коня. Несколько раз побеждал на местных конкурсах по джигитовке в станице Белореченской и неплохо играл на балалайке.
На одном из его довоенных фото хорошо виден нагрудный знак ОСОАВИАХИМа «Ворошиловский стрелок», который вручался гражданам СССР, овладевшим стрельбой из стрелкового оружия и успешно сдавших соответствующие нормы.
Передать атмосферу того довоенного времени сложно, ничего не сказав об ОСОАВИАХИМе. Эту организацию в СССР все знали, но особенно почитала молодежь. Аббревиатура означает «Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству». Это была одна из самых мощных общественных организаций того времени - как по численности, так и по материально-технической базе. О его задачах и целях говорит само название.
Едва ли не все юноши довоенной поры стремились заслужить право ношения хотя бы одного из оборонных значков: ГТО, ГСО («Готов к санитарной обороне»), ГПВХО («Готов к противовоздушной и противохимической обороне»), «Ворошиловский стрелок», «Снайпер». Особенно престижным считалось стать полным кавалером всех оборонных значков. Вручались значки не просто так. Необходимо было на стадионе быстрее других бегать, прыгать в длину и высоту дальше и выше товарищей, а в спортзале одинаково уверенно чувствовать себя на брусьях и перекладине. А уж играть в волейбол, ходить на лыжах, посещать хотя бы одну спортивную секцию - например, бокса, борьбы, тяжелой атлетики - парней заставлять не надо было. На тех, кто со спортом не дружил, девушки смотрели с презрением. Да и сами они старались не отставать.
Юный Константин часто нанимался со своими конями пахать землю, чтобы подзаработать. Именно так он и познакомился когда-то со своим будущим тестем бывшим ефрейтором Российской императорской армии Фёдором Савельевичем Бараненко 1873 года рождения.
24 декабря 1936 года Константин женился на младшей дочери Федора Савельевича - Анне Федоровне Бараненко. Ровно через 10 месяцев 22 сентября 1937 года у них родился сын Павел.
Свидетельство о браке говорит о том, что Константин сменил фамилию с Невенчанного на Невенченко еще до своей женитьбы. Истинную причину этого поступка никто не знает.
В 1937 году, т.е. скорее всего, еще до рождения сына, Константин призывается в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии Апшеронским РВК.
Призыв в Красную Армию и Советско-Финляндская война
В какой именно воинской части проходила срочная служба выяснить пока не удалось. Однако, точно известно, что Константин Пантелеевич успел принять участие в Советско-Финской войне 1939-40 годов.
На единственной сохранившейся фотографии того времени хорошо видны сержантские петлицы Константина Пантелеевича. Звание «сержант» обычно соответствовало должности командира отделения. Звание он получил окончив полковую школу. Сведения об учебе в полковой школе есть в одном из более поздних документов.
Согласно новому Закону о всеобщей воинской обязанности от 01.09.1939 года срок действительной службы для младшего начальствующего состава сухопутных частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии стал составлять 3 года. Так что на войну Константин попал уже под самый конец срочной службы.
30 ноября 1939 года, после провала всех попыток отодвинуть границы СССР от Ленинграда дипломатическим путем, началась Советско-Финская война. Вместо легкого победоносного похода к Хельсинки, как рассчитывало советское командование, конфликт начал превращаться в настоящую мясорубку для Красной Армии. Противника недооценили, финская армия успела заблаговременно провести мобилизацию и заняла укрепления «Линии Маннергейма».
Новые финские укрепления (1938-1939 годов) не были известны советской разведке и СССР задействовал только войска Ленинградского военного округа, рассчитывая на свое абсолютное техническое превосходство в танках, авиации и артиллерии. После первых неудач Красная Армия стала спешно перебрасывать туда дополнительные силы из других регионов страны.
В Наградном листе указано, что 23 февраля 1940 года, т.е. прямо в День Красной Армии, как этот праздник тогда назывался, Константин получил своё первое ранение.
Несмотря на праздничный день, на Советско-финском фронте был в разгаре уже второй штурм Линии Маннергейма. Соединения РККА прорывали вторую полосу обороны и понесли серьёзные потери. Особо тяжелые потери понесли 8-я, 97-я и 75-я стрелковые дивизии. Согласно данным из открытых источников, среди убитых в этот день было двое уроженцев Краснодарского края из 310-го стрелкового полка 8-й стрелковой дивизии, однако, принадлежность Константина к одной из воинских частей установить пока не удалось. Это станет возможным, когда будут оцифрованы фонды Российского государственного военного архива (РГВА).
Через 20 дней после ранения Константина - 13 марта 1940 года - «Зимняя война» закончилась подписанием Московского мирного договора между Финляндией и СССР.
Все официально объявленные территориальные претензии СССР были удовлетворены. Советский Союз получил полный контроль над акваторией Ладожского озера и обезопасил Мурманск, который находился вблизи финской территории (полуостров Рыбачий).
Читать другие части боевого пути Константина Невенченко:
Часть 2: Начало Великой Отечественной и Крымский фронт
Часть 3: Госпиталь и битва за Дон
Часть 4: Кавалерийский корпус и сражения в Ногайской степи
Часть 5: Наступление на Кавказе и орден Красного Знамени
Часть 6: Освобождение Ростова и Миус-Фронт
Часть 7: Обход врага под Таганрогом, освобождение Донбасса и Запорожья
Часть 8: Прорыв от Мелитополя к Крымскому перешейку
#историясемьи #генеалогия #предки #военнаяистория #ветеран #боевойпуть #биография