Таких выборов в Турции ещё не было: 14 мая страна будет избирать новый парламент, а заодно и нового президента. Согласно данным опросов, в лидеры, пусть и с небольшим отрывом, выбился кандидат от оппозиции - председатель Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу. Удастся ли возглавляемому им альянсу оппозиционных сил одолеть действующего президента Реджепа Тайипа Эрдогана и его Партию справедливости и развития? Пресса делится своими прогнозами и оценками.
Такой предвыборной кампании в нашей стране ещё не было
Намерение кандидата от оппозиции примирить между собой самые различные группы турецкого общества имеет колоссальное значение, - пишет на страницах T24 Осман Кавала, меценат и правозащитник, уже много лет находящийся в заключении:
«Если Кылычдароглу будет избран, то он станет первым президентом, вступившим в должность с упором на такую миссию. Для достижения общественного консенсуса крайне важен тот факт, что целых шесть политических партий, возникших из небольших движений, идеологические линии которых в прошлом вели к расколу, теперь выработали совместную программу для претворения в жизнь принципов справедливости и демократии. Эту ситуацию также можно рассматривать как залог того, что обещание о примирении будет выполнено.»
Исторический шанс для Республиканской народной партии
Успех Кылычдароглу стал бы из ряда вон выходящим событием для Турции, - подчёркивает портал литовской телерадиокомпании LRT:
«Со времён правления Мустафы Кемаля Ататюрка, который считается отцом современной Турции, и до своего уже весьма длительного пребывания в оппозиции РНП прошла сложный и интересный путь. ... С 1950 года в Турции не было ни одного президента от РНП, с 1979 года - главы правительства, а с 1999 года - даже спикера парламента. Если сейчас партия добьётся успеха на парламентских выборах, проходящих одновременно с президентскими, и если её лидер Кылычдароглу ещё и займёт пост президента (что особенно важно сегодня, учитывая президентскую систему в стране), то можно будет сказать, что РНП добилась оглушительного успеха.»
У курдов достаточно причин голосовать против Эрдогана
На этих выборах действующий президент едва ли может расчитывать на поддержку избирателей-курдов, из которых прежде за него голосовала добрая треть, - полагает Jutarnji list:
«Согласно оценкам, группа избирателей, прежде лояльная ПСР и Эрдогану, теперь от них отворачивается - из-за тяжёлой ситуации в экономике, неуклонной девальвации лиры, высокой инфляции, пробившей отметку в 50 процентов, катастрофически провальной реакции властей на февральское землетрясение, затронувшее в основном курдские районы, - а также в целом в силу недовольства правлением 'султана' и его правительства после неудавшегося переворота в июле 2016 года. Кроме того, на курдскую общину оказывается сильное давление. Важную роль играет и протест молодых избирателей, которые не видели у руля страны никого, кроме Эрдогана, и потому желают перемен.»
Много неясностей в случае второго тура
Хотя согласно данным последних опросов Кылычдароглу и опережает действующего президента, до абсолютного большинства он всё-таки не дотягивает. Поэтому даже трудно представить, что второго тура не будет, - пишет проправительственная газета Sabah:
«Прецедентов второго тура голосования в нашей стране не было, и предсказать, как поведут себя избиратели, невозможно. ... Имеется как минимум четыре момента, по которым нет определённости: 1. Как Эрдоган и Кылычдароглу поделят голоса в первом туре - и кто окажется впереди? 2. Каким будет результат парламентских выборов и каким образом распределятся места? ... 3. В пользу какого кандидата склонят свой электорат другие кандидаты - Индже и Оган? 4. Какую кампанию будут вести кандидаты во втором туре?»
Подписывайтесь на наш канал в дзене, а также в фейсбуке .
Наш сайт: https://www.eurotopics.net/ru