117 подписчиков

“Ошибка выжившего”. Нужен ли детям негативный учебный опыт родителей?

Шуваловская школа, 2023г.
Шуваловская школа, 2023г.

Я как-то уже говорила, что мы не очень любим многолюдные дни открытых дверей. В основном - потому, что там не удается поговорить со всеми родителями. А разговаривать нужно обязательно - причем со всеми взрослыми, которые принимают участие в воспитании и обучении ребенка. Потому как если не поговоришь со всеми (а, например, только с мамой или папой), со временем у других взрослых могут возникнуть вопросы, почему мы как школьное сообщество живем так, а не иначе. А все разногласия лучше решать на входе, пока ребенок еще к нам не пришел.

Шуваловская школа, 2023г.
Шуваловская школа, 2023г.

Вот например, вопрос к нам (обычно, кстати, от пап), который входит в пятерку самых часто задаваемых - и на днях открытых дверей, и на индивидуальных встречах. “У вас все слишком по-домашнему и слишком теплично. Все взрослые дружелюбные, конфликты стараются разрешать грамотно и т.д. А если у вас ребенок получит только позитивный опыт общения, как он дальше сможет существовать в обычной школе и в обычной среде, где все совсем не так здорово?”

Шуваловская школа, 2023г.
Шуваловская школа, 2023г.

То есть некоторым взрослым не хватает у нас “трушности” и “хардкора”, в которых мог бы закалиться детский характер. Иногда, отстаивая свою позицию, родители (повторюсь, обычно папы) рассказывают про свой детский опыт - иногда крайне тяжелый и травматичный. Например, про то, как маленького папу, бывало, поколачивали учителя (или воспитатели, или тренеры спортивных секций) - “и ничего, выжил, и даже благодарен”. Тут что я могу сказать. Кто-то выжил, а кто-то - тоже выжил, но, как говорят психологи, “поломался”. Сложно держать такие эксперименты под контролем. У меня вот в музыкальной школе была ужасная учительница по фортепиано. Она меня, надо сказать, даже не била. И я, конечно, выжила, но угадайте, часто ли я сейчас подхожу к инструменту.

Шуваловская школа, 2023г.
Шуваловская школа, 2023г.

В нашем детстве, действительно, многое было по-другому. Было много хорошего - но много и того, к чему уже не стоит возвращаться. Другими словами - то, что у нас у многих такой опыт был - мне кажется, не значит, что его нужно повторять нашим детям. Возможно, наоборот - и мы, имея тот опыт, понимаем, как мы можем сделать иначе. Более позитивно. Без надрыва и насилия. Имея другие ценности в голове.

Шуваловская школа, 2023г.
Шуваловская школа, 2023г.

Какие ценности? Очевидно, - семейные, раз мы изначально - сообщество родителей. Но семьи тоже бывают разные. Мы - родители, которые любят Гиппенрейтер, Петрановскую, активное слушание и прочие фишки современных психологов, которые говорят, что детей нужно видеть и нужно стараться понять. В общем, мы готовы максимально поддерживать, но не очень готовы “жестить”, чтобы показать ребенку “правду жизни”.

Шуваловская школа, 2023г.
Шуваловская школа, 2023г.

И конечно, самый интересный вопрос. Нужен ли ребенку негативный опыт общения со взрослыми. Если да, то когда, в каком возрасте? Я говорю не про рандомные конфликты с “хамскими тетками из магазина”, которые случаются всегда, а про ситуации учебы, прежде всего. Тут могу высказаться только как мама. Моему сыну - 11, и когда на него “наезжают” какие-нибудь внешние взрослые, он пока никак не может себя защитить. И часто неадекватное поведение тех, кто старше себя, принимает на свой счет. Дочери - 14, и у нее уже другая позиция. Если на нее, скажем, орут, она уже понимает, что это “не норм”. Понимает, что это не про нее, а про другого. В общем, может занять более стабильную позицию в конфликте со старшим.

Шуваловская школа, 2023г.
Шуваловская школа, 2023г.

И здесь два момента - во-первых, похоже, это и есть то, что нужно тренировать с детства. Возможность вести диалог со взрослым - и видеть ситуации, когда диалог невозможен.

Во-вторых, тут все-таки имеет значение возраст.

Шуваловская школа, 2022г.
Шуваловская школа, 2022г.

Я думаю, что детям, пока они не подростки, важно находиться в максимально поддерживающей учебной среде, чтобы увидеть и запомнить, что значит “норм”. Чтобы потом они могли уже сами найти для себя среду, в которой им будет комфортно и где они тоже смогут рассчитывать на поддержку - пусть даже не всех окружающих взрослых, но хотя бы некоторых. Я уверена, что такой опыт ценнее, чем его отсутствие. Поэтому пусть лучше будет:)

Шуваловская школа, 2018г.
Шуваловская школа, 2018г.