Найти тему

Там, где был я вчера...

«Чему смеетесь?» А никто и не смеется.

Зрители «Ревизора», представьте себе, не смеются.

Впрочем, спектакль в «Сатириконе» называется «Р», и это никакой не «Ревизор», а вариации на тему. Или, если хотите, тема с вариациями.

Иногда, правда, совершенно необязательными, хотя и вполне себе современными. Как написано в программке, началось все с того, что актеры (Константин Райкин и Тимофей Трибунцев в том числе) собирались и разговаривали, пытаясь увидеть текст «Ревизора» так, как если бы он был написан сегодня.

И разглядели там – на нашу голову - такое, что ни им, ни будущим зрителям стало не до смеха.

Как и было сказано автору великой пьесы другим гением, подарившим ему ее замысел:

«Боже, как грустна наша Россия».

В итоге получился мрачный, безысходный спектакль, где сплошь мертвые души, начиная от тех, кто явился к Хлестакову жаловаться (все со схожими датами смерти – 1936-38), и заканчивая основными персонажами, в немой сцене бьющимися в конвульсиях, в дьявольском огне и дыму, в некоем транспортном средстве, управляемом городничим. Куда неслись они?

Ошеломляющий спектакль, сумбур вместе с музыкой, прекрасными актерскими работами и виртуозной режиссурой Юрия Бутусова, «Золотую маску», видно, зря не дают.

Лев СИМКИН