Молодой лейтенант военно-воздушных сил США Крис Бернетт лихо самым нарциссическим образом сделал блестящую карьеру в армии и дошёл до того момента, когда уже и фруктовое желе в столовой не радует. Как говорится – будь осторожен в своих желаниях. Прямо на Рождество Бернетт уговаривает напарника нарушить приказ, слетать в запретную зону – чтобы непременно обнаружить там неутихшую, несмотря на официальное перемирие, агрессию и получить по заслугам.
Помнится в детстве получилось посмотреть это кино до середины – и концепция казалась захватывающей. Пересмотрев это кино сейчас, хочется плеваться. Потому что это типичная пропагандисткая пафосная поделка о том, что США – лучшие во всём мире. Может быть, фильм не заслуживает того раздражения, которым преисполнена эта рецензия – но оно есть.
И так, разберёмся по порядку. Ну, во-первых, Оуэн Уилсон на данную роль не подходит совершенно – видимо, был взят исключительно с прицелом на растущую популярность. И, может быть, Уилсон не тянет на военного, но вот в характер персонажа как инфантильного искателя приключений вполне вписывается.
Фильм основан на реальных событиях, которые были не столь зрелищны – в реальности пилот Скотт О’Грэйди выживал по заветам Беара Гриллса, живя на подножном корму и обходя стороной сербские патрули. Что же мы имеем в фильме? Уилсон, то есть Бернетт, демаскирует себя самым дурацким образом, убегает прямиком из под шквального огня, гуляет в полный рост по окрестностям, идёт не в обход, а исключительно через заминированные посёлки и промзоны, легко голосует на дороге, и в конечном итоге продолжает рисковать собой, спасательной командой да и вообще установленными договорённостями по перемирию, лишь бы смерть друга, которого он сам же и угробил, оставив лежать на голом склоне без всякой маскировки, была не напрасной.
Везение персонажа – стремится к миллиону процентов. Отчего в него не может попасть ни целый мотострелковый взвод, ни снайпер – причём как на бегу, так и в статике. Даже мины-ловушки играют здесь роль фейерверка в эпичной сцене пробежки главного героя между растяжками. В остальном преимущественно штампы.
Например, известный злодейскими ролями Жоакин де Алмейда в роли бюрократичного адмирала, который с лицом говнюка ставит палки в колёса командиру Бернетта. Или же толпа восточно-европейских актёров в ролях злобных сербов. Владимир Машков здесь что-то вроде Дарта Вейдера при Моффе Таркине – вроде бы лучший хитмен на всю округу, оттого как настоящий охреневший бабкин внук носит не берцы, а кроссовки. Но при этом всё что он делает, так это выглядит как озлобленный гопник. Реальной угрозы для героя он, как выяснилось, не представляет. Хотя при этом претендует и на то, чтобы быть разведчиком, следопытом, снайпером и даже начальником ПВО. Десять лет спустя аналогичную роль он будет играть в четвёртой части «Миссия: невыполнима».
Ну а Джин Хэкмен тут, вероятно, чисто для галочки – ибо должен же какой-то мастистый актёр играть наставника главного героя. К тому же был такой фильм, «Позывной Бэт-21» с очень похожим сюжетом, тоже основанным на реальных событиях – так что здесь Хэкмен в некотором смысле передаёт герою Уилсона эстафетную палочку в воплощении героев-специалистов по выживанию на территории противника. Разумеется, ничего особенно Хэкмен на экране не делает.
Как всё это снято? Оператор Брэндан Гэлвин и режиссёр Джон Мур – оба пришли в полнометражное кино из сферы рекламных клипов. Поэтому излюбленный приём во «В тылу врага» - когда камера облетает персонажа по всем 360 градусам, прежде чем зафиксировать эмоциональную реакцию того на что либо. В общем, пресловутой «клиповости» тут выше крыши – особенно в батальных сценах, которые приправлены различными компьютерными эффектами для пущей (не)убедительности.
В общем, если хочется глянуть толковое кино о том, что американцы своих не бросают – есть вышедший месяцем позже «Чёрный ястреб». А «В тылу врага» - это претенциозная агитка, искажающая правду о войне на территории бывшей Югославии. И если и есть какой-либо аналог данного «кино», так это «Стелс» Роба Коэна, в котором аналогичным образом героиня Джессики Бил успевала добежать до границы, покуда нелепые коммунисты всей толпой не могли в неё попасть. Уж лучше «Стелс» посмотреть, там хоть Джессика Бил. Увы, следует констатировать, что не все фильмы, зацепившие в детстве, стоит пересматривать.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.