Найти тему
Фильманьяк

В тылу врага (2001) - тупая пафосная агитка про то, что американская армия лучшая на свете

Главного злодея до поры до времени не показывают, словно заявляя в его лице угрозу уровня Эрнста Ставро Блофельда.
Главного злодея до поры до времени не показывают, словно заявляя в его лице угрозу уровня Эрнста Ставро Блофельда.
Молодой лейтенант военно-воздушных сил США Крис Бернетт лихо самым нарциссическим образом сделал блестящую карьеру в армии и дошёл до того момента, когда уже и фруктовое желе в столовой не радует. Как говорится – будь осторожен в своих желаниях. Прямо на Рождество Бернетт уговаривает напарника нарушить приказ, слетать в запретную зону – чтобы непременно обнаружить там неутихшую, несмотря на официальное перемирие, агрессию и получить по заслугам.
На месте крушения самолёта сербы победно расстреливают боекомплекты в воздух.
На месте крушения самолёта сербы победно расстреливают боекомплекты в воздух.

Помнится в детстве получилось посмотреть это кино до середины – и концепция казалась захватывающей. Пересмотрев это кино сейчас, хочется плеваться. Потому что это типичная пропагандисткая пафосная поделка о том, что США – лучшие во всём мире. Может быть, фильм не заслуживает того раздражения, которым преисполнена эта рецензия – но оно есть.

Злодей не лишён "блофельдовской" мимики.
Злодей не лишён "блофельдовской" мимики.

И так, разберёмся по порядку. Ну, во-первых, Оуэн Уилсон на данную роль не подходит совершенно – видимо, был взят исключительно с прицелом на растущую популярность. И, может быть, Уилсон не тянет на военного, но вот в характер персонажа как инфантильного искателя приключений вполне вписывается.

Адмирал зачитывает Бернетту список его прегрешений. Правила же созданы, чтобы их нарушать.
Адмирал зачитывает Бернетту список его прегрешений. Правила же созданы, чтобы их нарушать.

Фильм основан на реальных событиях, которые были не столь зрелищны – в реальности пилот Скотт О’Грэйди выживал по заветам Беара Гриллса, живя на подножном корму и обходя стороной сербские патрули. Что же мы имеем в фильме? Уилсон, то есть Бернетт, демаскирует себя самым дурацким образом, убегает прямиком из под шквального огня, гуляет в полный рост по окрестностям, идёт не в обход, а исключительно через заминированные посёлки и промзоны, легко голосует на дороге, и в конечном итоге продолжает рисковать собой, спасательной командой да и вообще установленными договорённостями по перемирию, лишь бы смерть друга, которого он сам же и угробил, оставив лежать на голом склоне без всякой маскировки, была не напрасной.

Завидев противника, сербы не стреляют, а спешиваются с УАЗика, бегут за ним, после чего поняв тщетность попытки, останавливаются, чтобы поднять оружие и привести его в боеготовность.
Завидев противника, сербы не стреляют, а спешиваются с УАЗика, бегут за ним, после чего поняв тщетность попытки, останавливаются, чтобы поднять оружие и привести его в боеготовность.

Везение персонажа – стремится к миллиону процентов. Отчего в него не может попасть ни целый мотострелковый взвод, ни снайпер – причём как на бегу, так и в статике. Даже мины-ловушки играют здесь роль фейерверка в эпичной сцене пробежки главного героя между растяжками. В остальном преимущественно штампы.

Герой Хэкмена в основном ходит с недовольным лицом - сперва из-за неподчиняющегося Бернетта, а затем - из-за того, что ему самому приходится подчиняться приказам.
Герой Хэкмена в основном ходит с недовольным лицом - сперва из-за неподчиняющегося Бернетта, а затем - из-за того, что ему самому приходится подчиняться приказам.

Например, известный злодейскими ролями Жоакин де Алмейда в роли бюрократичного адмирала, который с лицом говнюка ставит палки в колёса командиру Бернетта. Или же толпа восточно-европейских актёров в ролях злобных сербов. Владимир Машков здесь что-то вроде Дарта Вейдера при Моффе Таркине – вроде бы лучший хитмен на всю округу, оттого как настоящий охреневший бабкин внук носит не берцы, а кроссовки. Но при этом всё что он делает, так это выглядит как озлобленный гопник. Реальной угрозы для героя он, как выяснилось, не представляет. Хотя при этом претендует и на то, чтобы быть разведчиком, следопытом, снайпером и даже начальником ПВО. Десять лет спустя аналогичную роль он будет играть в четвёртой части «Миссия: невыполнима».

Основная драма - в отношениях адмирала и его ретивого подчинённого. От разногласий они в итоге придут к совместным шуткам.
Основная драма - в отношениях адмирала и его ретивого подчинённого. От разногласий они в итоге придут к совместным шуткам.

Ну а Джин Хэкмен тут, вероятно, чисто для галочки – ибо должен же какой-то мастистый актёр играть наставника главного героя. К тому же был такой фильм, «Позывной Бэт-21» с очень похожим сюжетом, тоже основанным на реальных событиях – так что здесь Хэкмен в некотором смысле передаёт герою Уилсона эстафетную палочку в воплощении героев-специалистов по выживанию на территории противника. Разумеется, ничего особенно Хэкмен на экране не делает.

Угнетаемые местные - фанаты Элвиса, рэпа и кока-колы. Своих видно издалека по общим поп-культурным ценностям.
Угнетаемые местные - фанаты Элвиса, рэпа и кока-колы. Своих видно издалека по общим поп-культурным ценностям.

Как всё это снято? Оператор Брэндан Гэлвин и режиссёр Джон Мур – оба пришли в полнометражное кино из сферы рекламных клипов. Поэтому излюбленный приём во «В тылу врага» - когда камера облетает персонажа по всем 360 градусам, прежде чем зафиксировать эмоциональную реакцию того на что либо. В общем, пресловутой «клиповости» тут выше крыши – особенно в батальных сценах, которые приправлены различными компьютерными эффектами для пущей (не)убедительности.

Финальное противостояние приправлено тошнотворным пафосом. Сербы старательно промахиваются, американцы - что ни пуля - не в бровь, а в глаз.
Финальное противостояние приправлено тошнотворным пафосом. Сербы старательно промахиваются, американцы - что ни пуля - не в бровь, а в глаз.

В общем, если хочется глянуть толковое кино о том, что американцы своих не бросают – есть вышедший месяцем позже «Чёрный ястреб». А «В тылу врага» - это претенциозная агитка, искажающая правду о войне на территории бывшей Югославии. И если и есть какой-либо аналог данного «кино», так это «Стелс» Роба Коэна, в котором аналогичным образом героиня Джессики Бил успевала добежать до границы, покуда нелепые коммунисты всей толпой не могли в неё попасть. Уж лучше «Стелс» посмотреть, там хоть Джессика Бил. Увы, следует констатировать, что не все фильмы, зацепившие в детстве, стоит пересматривать.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.