Кто еще мог расправиться с 14-летней девочкой внутри монастырских стен? Конечно же, кто-то из монахов! Виновного нашли быстро. Юный послушник взывал к Господу, заявляя о своей невиновности, но все равно был отправлен на каторгу.
Франция, город Тулуза, 16 апреля 1847 года.
Утром, в 9:40, местный переплетчик принес выполненный заказ в один из городских монастырей. Мужчину сопровождала девочка-подмастерье, Сесиль Комбетт, 14-ти с половиной лет. Именно она тащила тяжелую корзину набитую монастырскими рукописями в новых кожаных переплетах.
Сесиль вошла в неохраняемый внутренний дворик, но дальше ей проход в мужском монастыре был закрыт. Она осталась ждать, а мастер-переплетчик отправился пить чай с хранителем монастырской библиотеки. Когда он вернулся спустя полчаса, девочка бесследно исчезла.
Ранним утром следующего дня, 17 апреля, на городском кладбище, примыкающем к той самой обители, прямо возле монастырской стены, могильщик обнаружил тело девушки. Это была Сесиль Комбетт.
Вердикт врачей был однозначен: девушка подверглась надругательству, а потом кто-то одним ударом проломил череп. Преступление произошло примерно в 10:00 предыдущего дня, т.е. именно в тот момент, когда Сесиль должна была находиться во внутреннем дворике монастыря.
Настоятель монастыря заявил, что никто из насельников не мог совершить подобное злодеяние. Тем более, незаметно перенести тело на кладбище за монастырские стены. Девушка сама могла уйти через ворота на улицу, где встретилась с преступником.
Но полиция, не сомневалась, что в преступлении замешаны монахи.
Во-первых, весь предыдущий день шел дождь, а возле найденного тела, да и вообще на кладбище, не было найдено никаких следов. На сырой земле они бы отпечатались и сохранились.
Во-вторых, в волосах девушки обнаружили листья кипариса и герани, которые не росли на кладбище. Зато кипарис, как раз, возвышался в монастыре за стеной, возле которой нашли тело. А на верху полутораметровой ограды, как раз посадили герань.
Никто не сомневался, что само преступление произошло внутри монастыря, а бездыханное тело жертвы неизвестный изувер перебросил через невысокую стену на соседнее кладбище.
Тем не менее, первым кого задержала полиция, стал… мастер-переплетчик. 10 лет назад его уже арестовывали, за то, что он надругался над своей невесткой, но тогда семейное дело замяли. Подруги Сесиль дали показания, что ее работодатель неоднократно домогался девушки.
А что если он отправил свою работницу, например в свой дом, потом там расправился с несчастной, и каким-то образом подкинул тело на кладбище, не оставив следов?
После 4 месяцев в камере, переплетчик, «вспомнил», что когда они вошли во внутренний дворик обители, там находился молодой послушник – брат Леотад. Он с интересом разглядывал Сесиль, и даже предложил юной деве посмотреть на кроликов, за которыми ухаживал.
Сам монах заверял, что с переплетчиком знаком, но в тот день не встречался, а девушку вообще никогда не видел. Но брат Леотад на допросе сильно нервничал и путался в показаниях, что сразу насторожило стражей порядка.
Молодого монаха арестовали и поместили в одиночную камеру. Но он продолжал настаивать на своей невиновности.
В феврале 1848 года начался суд. Прокурор построил обвинения только на косвенных уликах:
- преступление совершено внутри монастыря, а значит, причастен кто-то из насельников;
- показания переплетчика.
Сегодня, ни один нормальный суд на основании подобных улик не смог бы вынести приговор.
В монастыре проживало около 500 (!) монахов. Любой мог быть преступником.
А свидетель дал показания, когда сам оказался под арестом. Где гарантия, что он не оговорил знакомого монаха, чтобы отвести от себя подозрения? Даже если сам был невиновен.
Но присяжные признали монаха виновным, а суд вынес приговор. Брата Леотада, мирское имя которого было Луи Бонафус, приговорили к пожизненной каторге. Ему предстояло отправиться в одну из заморских колоний Франции, где сгинуть либо от рабского труда, либо, еще быстрее, от малярии или тропической лихорадки.
Но на саму каторгу брат Леотад так и не попал. 27 января 1850 он скончался в тюрьме портового города Тулон за несколько дней до отправки. Сокамерники рассказывали, что он разочаровался в Боге и впал в полное отчаяние.
Адвокат приговоренного монаха написал пять (!) книг, доказывая, что в отношении его подзащитного произошла судебная ошибка. Но никто не желал вникать в юридические коллизии. Преступник наказан, граждане Тулузы успокоились.
А в 1866 году полиция арестовала за убийство сожительницы некоего Жана-Жозефа Аспе, бывшего монаха. В апреле 1847 года он тоже был послушником в том самом тулузском монастыре, где погибла Сесиль. Брат Людольф, такое имя он носил тогда, трудился поваром.
В полицию пришел местный епископ и рассказал душераздирающую историю. Оказывается вскоре после кончины брата Леотада, брат Людольф, не выдержав мук совести, признался на исповеди в том, что расправился с Сесиль Комбетт.
Но тайна исповеди, даже если бы духовник раскрыл ее, не принимается в суде. Убийцу уговаривали самому пойти в полицию и признаться, но он не выдержал и сбежал из монастыря.
Спустя 16 лет епископ все-таки нарушил тайну исповеди и просил стражей порядка проверить бывшего монаха по делу Сесиль.
Но брат Людольф отказался писать признание. Да и пересматривать старое дело, никто из стражей порядка не хотел…