Советские «искусствоведы в штатском» яростно критиковали поп-арт за его буржуазность и прославление потребительских ценностей. А как иначе? В 1956 г., когда Никита Хрущев еще только задумывался о переселении советских людей из коммуналок в отдельные квартиры, отец поп-арта Ричард Гамильтон (Richard William Hamilton; 1922 – 2011) уже задавался вопросом: «Что именно делает сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» Это ему, певцу общества наживы, принадлежит определение вышеназванного художественного течения: «Поп-арт это: популярный, преходящий, расходный, недорогой, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, бесподобный, гламурный и большой. Бизнес».
Как и многие работы в стиле поп-арта, произвдения Гамильтона содержат определенную долю эротики. Поэтому информируем:
- далее будут приведены репродукции художественных произведений, где изображены персонажи без купальных костюмов. Возможно, тех, кто никогда не видел живописные произведения в жанре «ню», работы художника могут смутить или показаться им неприемлемыми. Для них предупреждение – не читайте эту статью и незамедлительно покиньте канал. То же касается лиц младше 18 лет.
Этот коллаж 1956 г. считается первой работой в стиле поп-арт. Он был создан для каталога выставки «Это — Завтрашний День», и был черно-белым, но тут же обрел огромную популярность. Копии коллажа, в том числе цветные, наперебой перепечатывали многие британские издания, благодаря чему малоизвестный рекламщик обрел мировую славу.
Ричарду Гамильтону обычно приписывают создание поп-арта, но он также был предшественником апроприационизма, инсталляционного искусства и многих других художественных направлений, которые застали мир врасплох на протяжении XX и начала XXI веков.
В 1992 г. Би-би-си поручила Ричарду Гамильтону воссоздать свое знаменитое произведение, но только в реалиях средней семьи 1990-х годов. Получилось грустно.
Мы, конечно, более всего знаем и ценим Гамильтона как создателя этой великой обложки великого «Белого альбома» The Beatles 1968 г. Позже Гамильтон вспоминал, что хотел сделать что-то противоположное обложке предыдущего альбома битлов Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band: „Дизайн Питера Блэйка был переполнен людьми и казался очень ярким. Я решил, что будет уместно сделать совсем другой альбом, просто белый, и с отсутствующими The Beatles“.
А эта знаменитая работа Гамильтона 1982–1983 гг. изображает в виде Христа заключенного в тюрьме Лонг-Кеш боевика Ирландской революционной армии (ИРА) Хью Руни. В знак протеста против того, что к ним относились как к обычным преступникам, а не как к «заключенным особой категории», узники-члены ИРА обмазывали стены своих камер экскрементами и отказывались от тюремной одежды, закутываясь в одеяла. «Грязный» протест, как его назвали британцы, длился около пяти лет, в нем участвовало более 400 заключенных в нескольких тюрьмах Великобритании. Когда стало ясно, что акция безрезультатна, было принято решение перейти к массовой голодовке до смерти в качестве крайней меры для достижения поставленных целей. Маргарет Тэтчер, премьер-министр Великобритании, не пошла на уступки, и голодовка кончилась смертью десяти республиканцев. Первым умер Бобби Сэндс, член Временной ИРА и депутат парламента Великобритании.
Изображение внутренних пространств было постоянным мотивом в творчестве Гамильтона с конца 1950-х гг. С 1990-х в них стала вторгаться обнаженна\я натура.
Первопроходец поп-арта, Ричард много экспериментировал с включениями кусочков пластика в свои коллажи. В этой смешанной работе пластик был использован для груди обнаженной фигуры, а также здесь имел место пластиковый голографический глаз. Что создало проблемы на ближайшей выставке, когда было обнаружено, что глаз треснул, а пластик оторвался от поверхности.
Гамильтон описывает Благовещение как «прямой ответ на большую фреску Фра Анджелико, которая находится в коридоре монастыря Сан-Марко» (на самом деле она находится в музее Прадо).
Эта работа связана с изысканиями Марселя Дюшана, а модель, отображенная изначально на 7 прозрачных пленках, та же, что и в «Благовещении». Анри Робер Марсель Дюшан — французский и американский художник, шахматист, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма. Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века. Его творчество оказало влияние на формирование таких направлений в искусстве, как поп-арт, минимализм, концептуальное искусство и др.
Парафраз на одноименную работу Марселя Дюшана (1915), творчество и идеи которого внимательно изучал и использовал Ричард Гамильтон.
Это изображение входит в группу из четырех работ под общим названием «К окончательному изложению грядущих тенденций в мужской одежде и аксессуарах», которое он почерпнул из статьи о мужской моде в журнале Playboy. А источником вдохновения для cамой работы послужила реклама из журнала по бодибилдингу.
Гамильтон был поклонником и одним из первых пользователей ряда современных технологий. Помимо того, что он заявлял о любви к копировальным аппаратам, он был одним из первых художников, кто эффективно использовал цифровые возможности. Еще в 1950-х он утверждал, что компьютеры окажут огромное влияние на общество и, соответственно, на искусство. Любовь к машинам часто отражалась в его творчестве: в свои инсталляции он встраивал бытовую технику, автомобили и ноутбуки. В 1980-х Гамильтон разработал внешний вид двух компьютеров: OHIO (для шведской фирмы Isotron, 1984 г.) и DIAB DS-101 (для Dataindustrier AB, 1986 г.).
Гамильтон мечтал иллюстрировать сложный экспериментальный роман Джойса «Улисс» с 1947 г., и начал делать наброски, когда служил в армии. Только в 1981 г. он решил создать по одной иллюстрации для каждой из 18 глав романа. Он задумал их как гравюры в различных стилях и создал 7 гравюр из задуманных.
Гамильтон пояснял: «Процесс усердного изучения Джойса должен был дать мне не только предмет, но и продемонстрировать стилистическую и техническую свободу, которую можно применить к живописи. Джойс с его мастерством во всех стилях и виртуозным сплетением их в богатый гобелен был образцом, который позже вселил в меня уверенность, побудившую попробовать некоторые неожиданные ассоциации в красках».
«Политический образ» Тони Блэра в образе апокалиптического ковбоя отсылает к «нежной дружбе» премьера с одним из величайших ковбоев Америки, бывшим президентом США Джорджем Бушем-младшим. Ричард Гамильтон метко троллит участие Англии в военной кампании в Ираке, когда США применили доктрину «Шок и трепет», в основе которой лежит концепция «быстрого достижения преобладания». Незадолго до создания этого сатирического портрета Гамильтон защитил свое право рисовать все, что он хочет изобразить, независимо от того, насколько спорным будет получившееся изображение. Он заявлял: «Я делаю все, что захочу. Кажется, люди не понимают, что художник волен делать все, что хочет, и я всегда наслаждался этой возможностью».
Бо́льшая чать работ Гамильтона находится в галерее Тейт (Лондон). Изредка гравюры и иллюстрации патриарха поп-арта всплывают на аукционах и продаются по высоким ценам. Его аукционный рекорд – 440 000 фунтов стерлингов на Sotheby's в Лондоне в 2006 г. для приведенного выше произведния 1969 г. Этот принт Гамильтона представляет собой изобретательную и очень сложную комбинацию коллажа фотографии Софи Лорен из журнала мод, разбитого на отдельные части, затем отпечатанного и отретушированного вручную с использованием косметики.
Эта картина (авт. название Le chef d’oeuvre inconnu) осталась незавершенной из-за смерти художника в возрасте 89 лет. Она состоит из трех больших струйных отпечатков, составленных из изображений Photoshop, чтобы визуализировать момент кризиса в новелле Бальзака «Неведомый шедевр» (1831 г.)».
Дорогие друзья, не сдерживайте себя: ставьте лайки, дизлайки, пишите комментарии. Монетизацию мы по разным причинам не подключали, поэтому указанные знаки внимания – единственная награда для канала
ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВА