Найти в Дзене
Мысли, Кофе и Гитара

Человек, который зависит

В последнее время солнце неожиданно часто радует своим ослепительным появлением, все говорят о расцветающей весне, о приближающемся лете, строят грандиозные планы и наслаждаются созерцанием нежной весенней зелени. Градус настроения соответственно постоянно повышается – трудно оставаться в тоске и унынии, когда вокруг кипит такая бурная веселая жизнь. А я думаю вот о чем – сейчас много говорят о человеческой независимости, о принятии полной-преполной ответственности за свои свершения и несвершения, об освобождении от всяких неблагонадежных или неприятных влияний… Но если мироощущение отдельной личности так сильно зависит даже от плохо предсказуемых капризов погоды, следует ли вообще рассматривать человека в таком «независимом» контексте - как что-то принципиально индивидуальное, а не как часть огромного целого? Возможно, что как бы нам ни хотелось оставаться вне всяких влияний, это просто неподъемная – да и в общем-то ненужная – для нас задача. Уже проведено немало исследований и экспер

В последнее время солнце неожиданно часто радует своим ослепительным появлением, все говорят о расцветающей весне, о приближающемся лете, строят грандиозные планы и наслаждаются созерцанием нежной весенней зелени. Градус настроения соответственно постоянно повышается – трудно оставаться в тоске и унынии, когда вокруг кипит такая бурная веселая жизнь.

А я думаю вот о чем – сейчас много говорят о человеческой независимости, о принятии полной-преполной ответственности за свои свершения и несвершения, об освобождении от всяких неблагонадежных или неприятных влияний… Но если мироощущение отдельной личности так сильно зависит даже от плохо предсказуемых капризов погоды, следует ли вообще рассматривать человека в таком «независимом» контексте - как что-то принципиально индивидуальное, а не как часть огромного целого?

Возможно, что как бы нам ни хотелось оставаться вне всяких влияний, это просто неподъемная – да и в общем-то ненужная – для нас задача. Уже проведено немало исследований и экспериментов, которые показывают, что решения людей, их поведение и выводы очень сильно опираются на сопутствующие обстоятельства (к примеру, голодные судьи выносят гораздо меньше вердиктов в пользу заключенного, чем сытые – то есть такое важное дело, как определение судьбы подсудимого, сильно зависит от такой мелочи, как время приема пищи судьи).

Некоторые ученые и вовсе заходят так далеко, что ставят под сомнение свободу выбора как таковую – ведь если рассмотреть человека как бы под микроскопом, со всеми его физическими процессами, химическими реакциями, наследственными предрасположенностями и приобретенным опытом, останется ли там вообще место для маневра? Вероятно, такой подход все же плохо годится для построения общества, ведь он позволяет вообще снять с людей любую личную ответственность, а что же предложить вместо нее? Непростой это вопрос, совсем не простой.

Я пока точно не готова отказаться от идеи свободного выбора, но при этом все же не особо люблю призывы по типу: «Ты сам создаешь свою жизнь, сделай ее такой-то и такой-то по собственному желанию». В какой-то мере, конечно, создаешь, но далеко не только сам и по собственному хотению и разумному усмотрению. Потому что каждый человек зависит от многого – не говоря уже о различных внешних обстоятельствах, которые ему зачастую неподвластны, существуют еще значимые отношения с другими людьми, усвоенные извне убеждения и привычки, особенности мышления, да и свой богатый внутренний мир далеко не всегда так уж понятен и не так уж поддается контролю (я тут имею в виду не только психологию, но и физиологию – ведь мы постоянно зависим от правильности всех тех процессов, которые непрерывно протекают в нашем теле).

Мне кажется, признать свою вполне естественную человеческую зависимость от многих вещей (начиная от ласковых солнечных лучей и заканчивая едкими замечаниями родственника) – это важный шаг, помогающий во многом пересмотреть свои взгляды на жизнь, переоценить прежние ценности. И да, я думаю, что с этого-то и начинается настоящая ответственность – с признания ограниченности нашего влияния и на других, и в первую очередь на самих себя. Нет, мы не можем перекроить себя так, чтобы соответствовать какому-то задуманному идеалу, не можем напрочь выкорчевать из себя все то, чем недовольны, не можем всегда быть безупречны и всегда создавать наилучшую для нас реальность. У нас, вероятно, не так много власти, как нам хотелось бы, но мы все-таки способны распорядиться этой властью с большим умом и пониманием.

И так уж ли нужна нам полная независимость? Стараясь освободиться от всех влияний, не освободимся ли мы заодно и от всей непредсказуемо очаровательной прелести жизни?