С 26 апреля по 16 июля 2023 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи проходит выставка «In Memoriam. Остановленное время».
О чем выставка
Выставка посвящена теме памяти о человеке. Какими мы помним и представляем знаменитых личностей? А какими они были на самом деле? Кураторы предлагают порассуждать об этом, взглянув на посмертные маски великих людей, а также на их репрезентацию через искусство.
Образы, созданные художниками и скульпторами, остаются в истории и нашей памяти. Но равноценны ли они памяти о самом человеке? Может ли произведение искусства считаться документом? Все эти вопросы встают перед посетителями выставки.
В проекте представлены харизматичные личности, которые оставили значительный след в истории и культуре: правители и писатели, художники и ученые, архитектор, лётчик, кинорежиссер.
О посмертных масках
По словам кураторов, они открыли завесу тайны над одной из своих самых закрытых коллекций, показав посмертные маски. И это действительно основная фишка экспозиции. Эти маски — произведения искусства и документы одновременно. Они как бы обозначают некий жизненный итог, грань между бытием и смертью, после которой и начинается формирование памяти о личности.
У меня, как человека не сведущего в теме, возникло много вопросов о создании этих масок. Для чего вообще их делают? Когда появилась такая практика? Кто удостаивается такой чести? И по чьему запросу они создаются? Практикуется ли это в наше время? Все эти вопросы выставка в моей голове породила, но ответов не дала.
Об экспонатах
В этом разделе я расскажу о нескольких, но далеко не всех экспонатах, представленных на выставке.
Открывают экспозицию, как мне казалось, два самых узнаваемых лица — Пушкин и Петр I. Но, как показала практика, по посмертным маскам мои знакомые, на которых я ставила эксперимент, не узнали даже их.
Вообще, рассматривая экспонаты, интереснее всего обращать внимание на даты их создания: во время жизни личности или после? В каком возрасте был человек? А в каком возрасте скончался? Как сопоставляются между собой прижизненные произведения и посмертная маска? В случае с Пушкиным, кураторы представили только произведения, созданные после смерти поэта.
В случае с Петром I особенно интересен момент репрезентации личности в искусстве, ведь это Император, которого нужно представить лучшим образом, создать мощный образ, вызывающий уважение. Аналогичные рассуждения возникают при ознакомлении с произведениями, изображающими Ленина и Сталина.
Единственной женщиной, представленной на выставке, стала Вера Мухина — знаменитый советский скульптор. Её посмертную маску создали сотрудницы, проработавшие много лет под руководством самой Веры Игнатьевны.
Самым большим открытием для меня стал Алексей Щусев. Почему-то я раньше никогда не видела его лица, хотя знаю многие его произведения и не раз посещала музей его имени. Но его внешность стала для чем-то новым, я представляла архитектора иначе.
Кроме скульптур и портретов Щусев представлен на выставке и своими работами. Кураторы отмечают, что произведения творцов так или иначе отображают их личности, являются в какой-то мере их автопортретами. Поэтому рядом с изображением Щусева мы видим его проекты, а рядом с маской и портретами Сергея Эйзенштейна — отрывки его кинофильмов.
Ещё один повод для размышлений — личность и её героизация. Об этом можно подумать, осматривая портреты летчика Валерия Чкалова. Ещё тут есть повод для более низменных, технических рассуждений: как создавалась посмертная маска летчика, если он погиб при крушении самолета?
Самое больше разнообразие художественной репрезентации с точки зрения стилей, по моему мнению, можно увидеть в разделе выставки, посвященной Горькому. Тут и скульптура крайне выразительная, и живописные полотна очень разнохарактерные, если можно так выразиться.
А самым неузнаваемым для меня стал Суриков. Его портрет, созданный при жизни художника, всего за пять лет до его смерти, разительно отличается от посмертной маски.
А вот Врубель, напротив, очень даже похож на себя в своем же представлении. По-моему, очевидно, что маска принадлежит человеку, создавшему этот автопортрет. И в целом, ракурс взгляда через автопортрет очень интересен: можно сравнить, как выглядел человек в момент смерти, как видел себя сам, и как видели его художники со стороны.
Ещё одно интересное наблюдение, которое я могу отнести к бородатым старцам, — Толстому и Циолковскому, например, — в истории они навсегда останутся пожилыми и седовласыми. Именно так они представлены в искусстве. Эти люди как будто никогда и не были молоды.
Помимо тех, кого я упомянула выше, на выставке представлены: Гоголь, Третьякова, Маяковский, Пастернак, Вернадский и Чекрыгин.
О впечатлении
Выставка мне понравилась. Особенно её тема. Действительно очень интересно порассуждать и поискать ответы, на все вышеозвученные вопросы. Философская, идейная часть экспозиции кажется мне более интересной, чем художественная. Сами кураторы называют выставку проектом-исследованием и поднимают тему культурной памяти.
Что касается организации, имхо, кураторы не переборщили с количеством экспонатов. На каждую личность приходится около 3-6 произведений, что дает возможность взглянуть на личность под разными углами, через призму зрения разных художников, и при этом не утомиться. Хотя, выбор конкретных экспонатов в некоторых случаях вызывал у меня вопросы.
Ещё ставлю плюсик дизайнерам экспозиции. Ничего сверхинтересного вы не увидите, но здорово проработано зонирование. Для каждой личности выделено свое пространство, своеобразная ниша, что способствует комфортному осмотру и усвоению информации.
Про тексты. Их немало. Особенно объемным получался вводный в экспозицию текст. Но он действительно затрагивает многие важные темы и погружает в идею экспозиции: тут рассуждения о природе посмертных масок, о психологии портретов, об исторической памяти, о феномене культурной амнезии, об искажении представления о личности со временем, и многое другое. Но всё написанное выражено простым и понятным языком.
Ещё небольшие тексты сопровождают экспонаты. В целом, и без них вы составите свое представление. Но они расширяют понимание о контексте создания произведений и биографиях представленных личностей.
В целом, я рекомендую выставку к посещению. Увидеть вживую посмертные маски — действительно уникальная возможность. Возможность приблизиться к великому человеку, жившему много лет назад, попытаться увидеть его таким, каким он был на самом деле, и понять, каким мы помним его сейчас.