На этот раз поговорим о формате закупок. По сути, форматов всего три: Федеральный закон № 44-ФЗ, Федеральный закон № 223-ФЗ и коммерческие закупки. Больше ничего не предусмотрено.
Давайте посмотрим, чем эти форматы отличаются друг от друга, в чем их плюсы и минусы. Есть Федеральный закон № 44-ФЗ — максимально регламентированный правовой акт. Толстая книжка, где абсолютно каждое действие и бездействие участников закупки досконально прописано. Работая по этому закону, все перед друг другом практически равны, и важно лишь то, какую цену вы можете предложить. В законе прописано все: как выкладывать закупку, как участвовать в тендере, как подавать заявку, какие сроки, какой протокол выкладывать и прочее. Учить закон, конечно же, не обязательно. Читать его можно, но в дебрях юридической лексики рискуете запутаться. Так что не переживайте — все, что нужно знать из этого закона, мы вам дадим.
Федеральный закон № 223-ФЗ. Этот зверь уже не такой детализированный, как предыдущий. Отличие его в том, что он регламентирует закупки компаний, которыми государство владеет не полностью. Например, “Аэрофлот” или “Газпром”. 223-ФЗ гораздо меньше, чем 44-ФЗ и дает заказчикам некоторую свободу. Каждая заказчик сам себе пишет правила своих закупок (оно называется “Положением о закупках”), и когда вы участвуете в тендере с таким заказчиком, вам нужно обязательно прочитать эти правила. Для новичков закупки по 223-ФЗ сложнее: там часто требуется опыт, оплата за участие, дополнительные документы и еще кучу всего. Это уже next level для тех, кто шарит в 44-ФЗ. В 223-ФЗ гораздо больше пространство для маневра, которым необходимо уметь пользоваться. Иначе это пространство вас раздавит.
Ну и, наконец, коммерческие закупки. Проще говоря — это закупки от любой компании. Организовали вы, например, компанию, и вам нужен ремонт в офисе. Вы берете и разыгрываете тендер. Все. Соответственно, попасть в коммерческие закупки очень сложно — многое здесь зависит от прихоти заказчика. Кого он хочет, того он позовет. Кого не хочет — не позовет. Правила заказчики придумывают самостоятельно. Об этих закупках лучше не думать — это слишком далекий уровень.
Как работаем мы, “Школа тендерных продаж”? 50% закупок идет по 44-ФЗ, 40% по 223-ФЗ и совсем маленький кусочек в 5-10% — коммерческие закупки. Это ни в коем случае не правило или образец для подражания — просто так сложилось. Вот и все.