Найти тему
Pryanichkyband

Призрак старых Миусс, спрятанный за офисами и супом фо-бо

Миуссы - удивительный старомосковский район, где еще в избытке тишины и уюта, несмотря на то, что места вокруг вошли вдруг в моду. Атмосфера Нью-Йорка на офисной Белой площади, популярный фудмолл, суета кафе рядом с Новослободской. А между ними Миуссы. Со старинными зданиями, главного из которых уже нет, но его присутствие тут все равно ощущается.

Весна - самое время это присутствие прочувствовать, потому что искать дом-призрак нужно в чудесном сквере с цветущей сиренью, почтенными дамами, выгуливающими внуков, желтыми одуванчиками в изумрудной траве и покоем. Идеальное место для майской прогулки, а ниже рассказ про сквер, исчезнувшее здание, Миуссы и немного прямой речи местных жителей, которые помогут с этим районом сродниться и почувствовать себя в нем на своем месте.

Весна в Миусском сквере. Источник: grishinadina
Весна в Миусском сквере. Источник: grishinadina

«Я родилась и выросла в Миуссах. Загадочный топоним. Миуссы - это район возле Белорусского вокзала, там когда-то торговали лесом, и я еще помню дровяные склады на Лесной.

Миуссы представляют собой прямоугольник, образованный 1-й Тверской, Лесной, Новослободской и исчезнувшим Оружейным переулком.

Эти места описаны в романе «Доктор Живаго», неподалеку родился автор, там прошли мои счастливые и несчастливые детство и юность...

Наша улица Александра Невского была тенистой и зеленой... На углу с 3-й Тверской росла самая большая липа, и под ней стоял круглый киоск.

В киоске продавали немыслимо вкусное фруктовое мороженое в картонном стаканчике и газированную воду с сиропом...» («Москва. Место встречи», Ольга Трифонова).

Итак, Миуссы - историческое название местности, лежащей между нынешними станциями метро Белорусская и Новослободская. Есть несколько примерно равнозначных версий происхождения топонима. Согласно одной, тут был казнён разбойник, соратник Степана Разина по фамилии Миуск. По второй версии район стали называть так при Петре I. Это была тогда городская черта, тут находились  лесные склады. Их материалы использовали для сооружения «миюсской» гавани на Азове, на реке Миус.

Миуссы в кадре из кинофильма «Третья Мещанская» («Любовь втроем»), 1927 г. Источник: pastvu.com
Миуссы в кадре из кинофильма «Третья Мещанская» («Любовь втроем»), 1927 г. Источник: pastvu.com

Тогдашняя окраина и вообще нехорошее место. Во время большой московской чумы 1771 г. не так далеко хоронили умерших от заразы. Так появилось миусское кладбище, а топоним этот долго еще пугал горожан памятью о страшной болезни.

«Абрикосовский» роддом в Миуссах, 1970-е гг. Источник: germanych.lj.com
«Абрикосовский» роддом в Миуссах, 1970-е гг. Источник: germanych.lj.com

Только к концу 19-го века репутация Миусс улучшилась. А в начале века 20-го тут появилось несколько интереснейших зданий. «Абрикосовский» роддом, народный университет Шанявского, торгово-промышленное училище Александра II и трамвайный парк, очень популярный последние несколько лет.

Парк построили в 1884 г., когда в Москве появились конки. В этом парке в первый год войны с Германией, в 1914 г., служил вагоновожатым Константин Паустовский. Отсюда ходил трамвай маршрута Б («букашка») по Садовому кольцу.

Миусский парк в 1913 г. Источник: a-dedushkin.lj.com
Миусский парк в 1913 г. Источник: a-dedushkin.lj.com

«2-я Миусская улица была зеленой и тихой. Она и до сих пор такая. По ней я ходила в школу мимо деревянных заборов, за которыми стояли деревянные бараки и весной цвела сирень. В бараках жили татары, и татарские ребята не общались с нами. Девочки носили шаровары (зимой байковые), а поверх - форменные школьные платья. Многие татары работали дворниками, и был один звук, присущий московским снежным зимам, - звук скребущей асфальт лопаты ранним утром. Очень уютный звук...

На 2-й Миусской есть... здание красного кирпича красивой «фабричной» архитектуры рубежа XIX-XX веков, бывшее училище имени Александра Второго. В нем преподавал брат Антона Павловича Чехова Иван Павлович, и Чехов нередко бывал здесь, даже приехал переодеться после свадьбы.

А в самом конце... находилось ремесленное училище - страшный сон мальчишек-двоечников. Училище было организовано еще до революции благородным дворянином Шелапутиным для осмысления радостного труда... В мое же время лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» будущие пролетарии были худыми, прыщавыми от недоедания, одетыми в серые убогие формы. И от отчаяния своей жизни, конечно, хулиганствовали...

Первая Миусская пропахла дешевой едой, потому что на углу Весковского переулка располагалась фабрика пищевых концентратов. Концентраты издавали аромат пшеничной каши и свиных консервов... В домах тормозного завода жили несколько тихих и бедных испанских семей, тех, кого детьми привезли из Испании во время Гражданской войны...» («Москва. Место встречи», Ольга Трифонова).

Зеленое настоящее Миусс. Источник: songgiver
Зеленое настоящее Миусс. Источник: songgiver

Возвращаясь к трамвайному парку, в 2014 г. его закрыли, а в 2019 в нем открылся гастромаркет «Депо», модный и людный. «Депо» стоит на границе Миусс, а внутрь района его посетители к счастью заглядывают нечасто. Там - тишина, малолюдность и ощущение вневремения. А еще там есть сквер Александра Невского с призраком исчезнувшего здания.

Сквер большой и старомодный. Пожилые дамы, дети и голуби. Островок уютной Москвы с непонятным названием. Какое он имеет отношение к Александру Невскому. Он - никакого, но название это - парень о церкви, которая стояла здесь когда-то. С судьбой удивительно несчастливой и просто удивительной.

Александро-Невский кафедральный собор на Миусской площади, кон. 1910-х гг. Источник: pastvu.com
Александро-Невский кафедральный собор на Миусской площади, кон. 1910-х гг. Источник: pastvu.com

После отмены в 1861 г. крепостного права возникла идея построить храм в честь этого события. А еще в честь царя-освободителя, Александра II, и его небесного покровителя - Александра Невского.

Такое величайшее событие как отмена крепостного права требовала участия всего народа в строительстве церкви. Пожертвования на новый храм собирали по всей России. Стекались они в Чудов монастырь в Кремле. Монастырь этот снесли в 1920-х. 

Пожертвований, возможно, было много, но совсем небольших - общая сумма росла медленно. За 40 лет собрали 70 тысяч. А нужен был миллион - церковь должна была стать второй после Храма Христа Спасителя по величине. Разницу покрыла царская казна. В 1890-х приступили к осуществлению замысла. Было представлено несколько проектов, среди которых победила работа Александра Померанцева (он строил ГУМ), сделанная по рисункам Виктора Васнецова. Должен был получиться потрясающий храм без единого столпа, увенчанный двадцатью одной главой. 

Внутри собора, 1 января 1917 г. Источник: pastvu.com
Внутри собора, 1 января 1917 г. Источник: pastvu.com

В 1904 году начали строить. Перед началом строительства освятили землю. Провел обряд митрополит Московский Владимир. На храм так долго и трудно собирали деньги. И не добрали. Потом долго и трудно согласовывали проект. Чтоб ободрить ждущих строительства людей митрополит сказал, что не случалось ещё на Руси «чтобы храм, начатый постройкой, не был доведен до завершения». Сказал и ошибся. Хотя сам об этом уже не узнал. Его расстреляли у стен Киево-Печорской Лавры в 1918 году.

Строительство затормозили в 1905 г. во время первой революции. Потом в 1914 г. началась Первая мировая. К 1915 г. успели, однако, кое-что построить и даже освятить один из приделов. Проводили там богослужения, пока верх еще возводился. Но тут наступил 1917 г. До начала 20-х богослужения в недостроенной церкви еще проводились, а потом история ее закончилась, так и не успев толком начаться.

Собор в 1915 г. Источник: wikimapia.org
Собор в 1915 г. Источник: wikimapia.org

Из «Дневника москвича» от 5 августа 1921 года: «Вот например на Миусской площади давным-давно воздвигнуто великолепное, грандиозное здание для храма в память освобождения крестьян. Но оно внутри совсем не отделано, и было как бы заброшено даже в царские времена. Кому-то и почему-то не хотелось довести это дело до конца. Идея возникновения этого храма «В память освобождения» очевидно была неприемлема. Деньги, собранные на храм, «временно» употреблялись то на помощь голодающим, то на помощь раненым, - годы шли. Громадный храм не имел куполов и через зияние их наводнялся дождями, снегами и птицами. Так шло до прошлого года. Но вот явился там деятельный священник, стал хлопотать и добился отпуска каких-то средств на устройство куполов и временного алтаря в одной третьей части храма. Алтарь перенесен из разоренной «светской» властью церкви какого-то училища и 12 июля 1920 г. освящен! Вчера я был там за всенощной, которую служил сам Патриарх».

Вид с путепровода у Белорусского вокзала. Фото Гринберга, сер. 20-х. Справа в самом конце - купола собора Александра Невского. Источник: pasvu.com
Вид с путепровода у Белорусского вокзала. Фото Гринберга, сер. 20-х. Справа в самом конце - купола собора Александра Невского. Источник: pasvu.com

Знаковая постройка, второй по величине храм. С такими после 17-го года старались расправиться в первую очередь. И сначала власти хотели, конечно, церковь снести. Вернее, аккуратно разобрать, а кирпич использовать для новых строек. Разобрать не получилось, настолько прочным был цементный раствор. И взорвать не вышло. Боялись, что взрыв разрушит близлежащие дома. Тогда в храме решили устроить первый советский крематорий. Тоже не вышло, слишком долгой и сложной была перепланировка. Крематорий устроили в итоге в одной из церквей Донского монастыря, а в собор Александра Невского сгрузили Бородинскую панораму художника Рубо и чугунные детали разрушенной Триумфальной арки. Сейчас все это хранится в музее Архитектуры, частично их можно увидеть во дворике музея.

Вид на собор со стороны Долгоруковской улицы, 1930-е гг. Источник: pastvu.com
Вид на собор со стороны Долгоруковской улицы, 1930-е гг. Источник: pastvu.com

Так развалины собора и стояли величественно и печально, пока в 50-х г. их все-таки не взорвали. За столько лет не смогли придумать, как использовать прочное и просторное здание, не нашли ничего лучше, как уничтожить.

На остатках фундамента и стен церкви построили Дворец пионеров. Сейчас он называется Дворец творчества детей и молодёжи «На Миуссах» и стоит тут же, в глубине сквера. Несколько лет назад на его фасаде появилась освященная памятная доска в честь собора с такой несчастливой судьбой.

Дом пионеров (тоже уже бывший) на месте бывшего собора, нач. 1970-х гг. Источник: pastvu.com
Дом пионеров (тоже уже бывший) на месте бывшего собора, нач. 1970-х гг. Источник: pastvu.com

«Теперь Миуссами владеют троллейбусы, они стоят повсюду, спокойные, с плоскими, как у восточных божков, лицами. Они немного похожи на аэростат, который тоже спал среди дня на Миусском сквере, а к вечеру приходили девушки в военном и уносили его на дежурство.

Мне очень хотелось увидеть, как он поднимается в небо, и один раз я увязалась за процессией. Было мне лет пять-шесть, меня где-то перехватили и вернули домой. Как и где это было - не помню, а вот наказание помню хорошо: меня заперли в уборной.

Глупо... ведь я шла за мечтой» («Москва. Место встречи», Ольга Трифонова).

Весна в Миусском сквере. Источник: Источник: grishinadina
Весна в Миусском сквере. Источник: Источник: grishinadina

Троллейбусов уже тоже нет, упразднили, но их тени, кажется, еще стоят вокруг сквера. А при небольшом усилии воображения можно разглядеть даже аэростат. Как символ мечты и старой Москвы.

Приходите сюда погулять, пока современность еще не разогнала здешних призраков.

Большое спасибо, что прочитали. Если вам понравилась заметка, подписывайтесь на нас здесь и в телеграмА еще с нами и с нашими аудио-гидами можно пойти гулять.