- В первую очередь, давай объясним, что такое электронный хронометраж, как он работает и зачем нужен?
- Как выбираются контрольные точки? Почему дистанция чаще всего разбивается на отрезки в 5 км, а не какие-то другие?
- Бегун обычно знает только об одной части системы хронометража – о чипе. Какими бывают чипы и как они работают?
Если вы участвовали хотя бы в одном соревновании от Бегового сообщества, то знаете, что ваши результаты можно отслеживать не только на финише – они измеряются на всей дистанции. Мы поговорили с Евгением Золотухиным, руководителем отдела по работе систем хронометража, и вместе с ним готовы рассказать просто о сложном — чем же занимается его команда на забегах, как различаются чипы и почему номер участника лучше не сгибать.
В первую очередь, давай объясним, что такое электронный хронометраж, как он работает и зачем нужен?
Система электронного хронометража используется на забегах, чтобы измерять результаты участников. При этом неважно, сто человек вышли на старт или сто тысяч – электронный хронометраж, если он правильно установлен и корректно настроен, позволяет получать точные данные о прохождении дистанции каждым бегуном. Эта точность важна и организаторам, и участникам, и даже болельщикам: ведь по контрольным точкам последние могут отслеживать, как бегун, за которым они наблюдают, проходит дистанцию.
Если говорить о массовых стартах, то система хронометража — это сочетание высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения. Оборудование обязательно монтируется на старте и финише, а также на нескольких контрольных точках дистанции. Это нужно не только для измерения времени, но и для контроля прохождения дистанции, чтобы мы были уверены, что бегун нигде не срезал.
Именно с помощью этого оборудования считываются чипы, которые приклеены на номера или надеты на ногу бегуна.
Как выбираются контрольные точки? Почему дистанция чаще всего разбивается на отрезки в 5 км, а не какие-то другие?
Выбираются те участки дистанции, о прохождении которых было бы важно знать и самому бегуну, и организатору, и болельщику. Обычно на длинных дистанциях это именно пятикилометровые отрезки.
Но если установить оборудование каждые 10 км, а не каждые 5 – на качество измерения результатов радикально это не повлияет. Потому что, как мы помним, – старт и финиш считываются всегда. Это аксиома.
Просто чем больше точек, тем больше информации с дистанции.
Бегун обычно знает только об одной части системы хронометража – о чипе. Какими бывают чипы и как они работают?
Есть чипы многоразовые (те, которые крепятся на ногу) и одноразовые (те, которые приклеиваются на номер). Также они бывают пассивными и активными.
Чип, прикреплённый к номеру, считается одноразовым и пассивным. У него, в отличие от активного чипа, нет собственного источника питания для передачи данных. По сути, это небольшая микросхема, которая собирает информацию о таймингах конкретного человека. К чипу прикреплена антенна, которая посылает сигнал в момент пересечения контрольной точки хронометража. Тогда информация считывается — и мы узнаём, что Иван Иванов пересёк определённый отрезок в определённое время.
Эти чипы довольно прочные, но есть ряд ограничений. Так, он защищён от влаги, но топить его в реке перед стартом всё же не стоит. А ещё его нельзя сгибать или хранить рядом с сильными магнитами или с горящей плитой. Надевать на номер с чипом несколько слоёв одежды тоже не стоит – это помешает и судьям, и оборудованию.
Чипы, которые крепятся на ногу, считаются многоразовыми и могут быть как пассивными, так и активными. Они используются в мультиспортивных соревнованиях – например, в триатлоне. Номер там нужен не на всех этапах гонки, сложно представить, как человек плывёт с номером на груди. Ещё эти чипы удобно использовать на соревнованиях, где организатор может себе позволить механику их выдачи и сбора. В условиях забега на 500 человек это сделать реально, а на 5 000 – уже нет.
Надевать такие чипы нужно именно на щиколотку, а вот уже каким образом это делать – развернув чип к внутренней части ноги или внешней – для оборудования значения не имеет. Не важно и то, на левой или правой ноге вы его закрепите. А вот если повесить такой чип, например, на запястье, есть риск получить некорректный результат или вовсе его потерять. Потому что вместе с движением руки чип постоянно будет менять положение с горизонтального на вертикальное и обратно.
Бывают ли чипы бракованными?
Статистически – крайне редко. Если такое и происходит, мы сможем восстановить результат участника с помощью других систем. Например, у нас всегда ведётся техническая съёмка финиша.
Как устроена работа твоей команды до, во время и после забега?
В первую очередь команда хронометража должна работать в тесной связке с командой спорта. Это важно для точного понимания где находится старт и финиш, как строится дистанция и где на ней нужно установить контрольные точки. Наша команда изучает эти точки и принимает решение, где именно и как установить оборудование, чтобы это было и результативно, и безопасно.
Если это город, мы монтируем оборудование тогда, когда улицы начинают перекрывать. Это делается, чтобы не мешать движению. Оборудование нужно установить так, чтобы ничего не стало препятствием для считывания чипа. Если мы говорим про трейл или кросс, то, конечно, монтировать что-то в болоте или глубокой луже нет никакого смысла.
Кроме монтажа оборудования, который происходит почти перед самим стартом забега, гораздо раньше нужно подготовить чипы: соотнести информацию о каждом из участников с тем чипом, который соответствует его номеру.
Получается, львиную долю всей работы команды тайминга занимает именно подготовка — только так можно свести риски форс-мажора к минимуму. В систему должны быть загружены актуальные списки участников, контрольные точки нужно разместить так, чтобы их нельзя было оббежать, а волонтёры на чипах должны чётко знать свои инструкции. В процессе команда следит за поступающими данными и за работой оборудования.
После закрытия финиша наша работа не заканчивается: всегда есть период корректировки результатов. Кто-то не согласен со своим финишным временем, кто-то пробежал мимо рамок и не считался, кто-то перепутал номер с другом, кто-то сильно смял чип. Ситуации бывают разные. С ними мы стараемся разобраться как можно быстрее: смотрим камеры на финише, проверяем данные от самих участников.
Для статистики: на Московском Марафоне из 26 тысяч участников на финише не считались всего 10-15 человек. То есть такое происходит действительно очень и очень редко 😎