Найти тему
Проповедник Гудвин

Зачем нужно учиться? (крошка сын к отцу пришел)

(тему пишу по запросу матери подростков, которая не знает что им ответить). Вопрос сложный, аргументация слабая, но может Вы поможете "накидать".

1) Помните как жили наши родители? деды? Они приходили на завод или в колхоз и 40 лет работали на одном месте. В современном мире такое возможно? Ну нет конечно. Мы все сейчас проживаем "несколько жизней" банкиры становятся парикмахерами, филологи катают декоративные валенки, инженеры пилят ногти. Жизни менять сейчас можно, но "образование" к жизням подтягивать уже никто не успевает. Тот базис который заложен в молодости остается с нами во всех жизнях, и если его нет, то взять его неоткуда. Вы видели 30 летних учеников 8-9 классов? Нет? тотоже. Все надо делать вовремя.

2) Когда я заканчивал 9 класс я проходил профориентацию. И там специалист говорил: посмотрите вакансии на рынке труда, какие Вам понравились? Мне понравилась вакансия "вахтовик на КАМАазе" с ЗП 70 тыс рублей (у нашей учительницы была зарплата около 12 тыс). И я задался вопросом: и что, пройдет 40 лет и я буду продолжать быть "водителем КАМАЗа"? Нет конечно, таких (сейчас) нет. А вот учителя, которые отработали 40 лет в школе есть. Почему, если это "выгодно"?. Получается "бесперспективно", "тяжело", "отупляет" - это в перспективе десятилетий аргумент гораздо больше чем "выгодно"? (по-факту выгода не главное).

3) Давайте посмотрим на статистику населения 10% населения относятся к "элите" общества и владеют 90% ресурсов. У 99,5% "элиты" ХОРОШЕЕ образование, и у "детей элиты" не стоит вопрос получать или нет хорошее образование. Правда и оставшихся 90% тоже у 50% хорошее образование, но они не смогли с его помощью чего-то добиться. А 70% населения живут "от зарплаты до зарплаты", закредитованы, то есть "принадлежат" банкам как пчелы, которые носят мед пасечнику. К какой категории Вы хотите относится? Да, хорошее образование - не гарантия попадания в элиту и безбедной жизни, но "плохое" - образование - практически гарантия, что Вы в элиту не попадете и очень высокая вероятность жить "от зарплаты до зарплаты".

4) Задумайтесь, ради чего человек живет? Чтобы работать? Или работает чтобы Жить? Открою Вам секрет: человек работает чтобы не работать... Это его главный мотиватор. Доказать это очень просто: человек работает 8 часов в день, чтобы потом 16 часов не работать; человек работает 5 дней в неделю, чтобы потом два дня не работать; человек работает 11 месяцев в году, чтобы потом месяц не работать; человек работает 30 лет, чтобы потом на пенсии не работать. Что является гарантией комфортной "не работы"? Накопления, деньги, а лучше пассивный доход, владение активами, квартирами, вкладами, ну как вариант забота детей на пенсии... Заработать все это с образованием - на много проще, а сохранить это без образование - практически не возможно. Люди без образования растратят все... или неудачно вложат, и даже если им что-то досталось от родителей - без образования они этому "ума" не дадут (простофиль легко обмануть), значит не смогут "не работать" в будущем.

5) Так получалось, то я иногда оказываю профессиональные консультации людям. И часто запрос звучит примерно так: "я хорошо работаю, свою работу я делаю лучше других, но почему-то руководителем я стать не могу, это не справедливо". У руководителей есть такая поговорка: "лошадь в колхозе пахала лучше всех, но председателем колхоза так и не стала". И это справедливо. У лошади нет образования. Чтобы пахать самому - нужно трудолюбие, чтобы делать так чтобы пахали другие - нужно образование и разнообразный опыт. Если лучшего хирурга назначить руководителем больницы, то медицина потеряет и хорошего хирурга, и получит плохого руководителя, потому что хирург учился оперировать, и не учился руководить. От выбора образования много зависит, в современных условиях образований должно быть "несколько" в смежных дисциплинах, умения пахать не достаточно.

6) А бывает такое, что приходя домой у Вас сломался телевизор? А может быть такое что у Вас порвался сапог? Бывает! Это называется "неприятности" или "проблемы". А бывает такое что у Вас ниоткуда появился новый телевизор? А вдруг в шкафу возникла новая пара сапог? Нет, такого не бывает. Поэтому в ФИЛОСОФСКОМ смысле жизнь состоит из череды сплошных "неприятностей" и "проблем"... А более счастливым себя чувствует тот, кто к проблемам подготовился. Избежать их невозможно. Все телевизоры рано или поздно сломаются и все сапоги порвутся, это неизбежно. А чтобы подготовится в решению проблем нужно образование, структурное мышление, понимание. Необразованных людей любая "проблема" ставит в тупик. Для образованных людей - любая проблема, это проста задача, выполнение которой было спланировано заранее и отложено до возникновения "проблемы".


7) Когда дети нам говорят "я не хочу учиться", то чаще всего эти слова надо трактовать так: "я не хочу чтобы скучная учеба занимала ВСЮ 100% мою жизнь ближайшие годы". То есть дети просят помощи (только не очень умеют это выражать). Они хотят, чтобы "скучная учеба" занимала только 40-50 процентов их жизни. А для этого надо родителям помочь и "набить" их жизнь интересными событиями помимо учебы: походы, увлечения, гитары, КВН, подработки, танцы, спорт, друзья и т.д. Если для исправления соотношения нужно время от времени прогуливать учебу - значит нужно прогуливать, потом ночами не спать подтягивать "хвосты" - это все в совокупности дает "вкус жизни". Детям надо пояснять что обучение это "сладкое" и беззаботное время (в том числе благодаря родителям), когда они годами будут ходить на рутинную работу, то будут с радостью учебу вспоминать. А если они хотят пропустить учебу - то пропустят "молодость" и сразу вынуждены будут повзрослеть.

8) Есть мнение психологов, что у детей алкоголиков есть большая вероятность тоже стать алкоголиками, и большая вероятность вообще в жизни не употреблять алкоголь. То есть, родители могут воспитывать своих детей на своем примере и на своем антипримере. Это нормально. Этим надо пользоваться. Когда подростки видят, что родители пашут на работе беспросветно и заявляют "я не хочу быть таким как ты", в этот момент надо им сказать "правильно, не будь как я, иди учиться и становись как дядя Петя - начальником/предпринимателем/банкиром". И наоборот, когда Вы с детьми отдыхаете за рубежом, нужно сказать: "а кассиры из пятерочки не могут себе позволить отдых за рубежом, потому что у них нет ни образования, ни перспектив".

9) В жизни каждого человека есть две основные области для самореализации: профессиональная самореализация и самореализация в личной жизни. Если человек допускает ошибки в одной из этих областей, то во второй, своими достижениями, может компенсировать эти ошибки и в целом картина будет "не страшно". Но если человек допускает ошибки в обеих областях - то они начинают тянуть на дно друг за друга и выплыть тогда очень сложно. Гарантировать что ошибок не будет - невозможно. Но возможно снизить риск возникновения ошибок - вполне возможно. Для того чтобы снизить риск возникновения ошибок в личной жизни - можно пользоваться "мудростью предков" + не торопиться. А чтобы снизить возникновение ошибок в профессиональной области - нужно образование. Образованные люди в разы меньше ошибаются.

10) Каждый человек стремится к тому, чтобы его дети жили лучше него, чтобы дети начинали свою жизнь "на ступенечку выше" чем он, чтобы у детей было чуть больше свободы, чуть меньше зависимости от обстоятельств. Но передавать свои ресурсы, которые заработаны честным трудом "балбесам", которые их не будет ценить и профукают? Ну нет. Поэтому "правильно", когда дети получат ресурсы родителей только тогда когда будут жить "правильно". В "правильную" последовательность жизни (с точки зрения родителей) входит и образование. Хотите получать помощь родителей (предков) - добро пожаловать на учебную парту. Хотите свою жизнь начинать "с нуля" - пожалуйста, в 18 лет начинайте тогда с общежития. А родители вместо того чтобы оставлять Вам наследство - купят себя яхту и отправятся в кругосветное путешествие. Похоже на шантаж? Возможно, когда заработаете свои капиталы, можете своих детей ими не шантажировать.

11) У Американцев и Европейцев есть неплохой опыт мотивации детей к обучению. Чтобы не "задолбаться" они после колледжа и перед университетом проводят "свободный год" (что-то типа нашего академического отпуска): слоняются по миру, подрабатывают, занимаются своими увлечениями. А родители им "спонсируют" этот год, чтобы потом плодотворно учится. Хорошая практика. Во многом именно из за нее у нас ввели ЕГЭ, потому что баллы за год не "сгорают", а вот вступительные экзамены на следующий год смогут сдать только 20% учеников. Я обязательно воспользуюсь таким опытом для своих детей, мое условие будет - обязательно работать 8 месяцев из 12, можно официантом в кафе возле моря, можно на горнолыжном курорте... А если не хотите учиться, то и отдыха после учебы не требуется... сразу работать.

12) Могу рассказать о своем образовании, для примера. У меня три высших университетских образования. Первое образование началось с заочной формы обучения (так легче было поступить и можно было много работать). Потом два года дневного обучения (заочное обучение слабое, а на 2-3 курсах можно было уже много работать даже учась на дневном). А следующие два образования я получал уже платно, за деньги заработанные вовремя первого образования. В итоге я проучился 10 лет, но из них 8 лет образование занимало 10-15% моей жизни, как "хобби", как танцы или йога после работы. В итоге мне удалось сделать неплохую карьеру, накопить кое-какой капитал. Своими профессиональным достижениями мне удалось перекрыть кое-какие неуспехи в личной жизни. И мои дети могут начинать свою жизнь "на ступенечнку выше" чем я. Они могут получать образование и не боятся начинать карьеру с низких, но перспективных должностей. "Тыл" у них прикрыт. Чего и Вам желаю.