Очень интересный портрет.
Он из частной коллекции и мелькнул на аукционе в Стокгольме в 2017 году.
Там его атрибутировали, как портрет Людовика Великого дофина (1661-1711 гг.)
Мальчик весь сочится жизненным благополучием.
Он очень модно и дорого наряжен - шелк и брюссельские кружева.
Есть одно "но".
Портрет почему-то отнесли к авторству очень популярного в свое время художника Пьера Гобера (1662 – 1744 гг.) Но как это может быть, если изображенный - ребенок, а с Гобером Великий дофин были ровесниками? Или Гобер был так гениален, что еще пешком под стол ходил, а уже запросто рисовал портреты наследников престола? Или портрет дофина в детском возрасте был заказан, с соблюдением всех деталей моды, задним числом? И зачем это надо было?
В общем - совершенно не понятна такая атрибуция, и непонятно в чем ошибка - в художнике или в личности изображенного?
Что касается Великого дофина, то жизнь его была довольно коротка.
У его родителей, Людовика Четырнадцатого и Марии Терезии Испанской было 6 совместных детей.
Людовик был из них самым первым и прожил дольше всех. Остальные дети пары умерли или в младенчестве или в раннем детстве.
Есть легенда, что при рождении Людовика было сделано (неизвестно кем) пророчество: ...он будет сыном короля, отцом короля, но никогда королем...
Так и случилось.
Дофину не суждено было пережить отца.
Скажем прямо - его отца не удалось пережить и сыну этого дофина, и даже внукам этого дофина.
И только один из внуков Великого дофина пробился и стал Людовиком Пятнадцатым.
Сохранились и другие детские изображения нашего героя - вот, например, за ручку с мамой:
Мальчик, увы пошел в нее и внешностью и способностями.
Он был туп как валенок. И даже самые лучшие учителя, которых ему нанимали, здесь были бессильны. У него был унылый и покорный характер, вялые чувства, и всем заправляла беспросветная лень.
Книг он боялся. Мог, уже взрослым, весь день просто сидеть в кресле и стучать себе тростью по ноге - и ему было не скучно. Ибо ни мысли, ни жажда деятельности не посещали его голову.
Но, надо сказать, злым он тоже не был.
Его любили за щедрый и приветливый нрав. Уж не знаю что лучше - умный, но злой или добрый но глупый? Особенно, когда речь идет о потенциальном правителе...
Женили наследника в возрасте 19 лет, и на момент своей преждевременной смерти от оспы, он успел стать отцом трех сыновей. Еще он успел пережить одну супругу и выбрать себе другую, причем, этим выбором поразил всех окружающих.
Я писала об этом здесь:
Вот, собственно, и все.
Довольный жизнью мальчик превратился в довольного жизнью мужчину, которому не пришлось испытать бремени власти и связанных с этим проблем - он прожил в свое удовольствие и умер во-время.
А королем, возвращаясь к пророчеству, стал его второй сын.
Но - королем Испании.
Опять - таки, все эти причитания имеют смысл, если наш аукционный персонаж - именно Великий дофин.
Меня вот смущает, что у дофина на детском портрете, и на приведенном выше взрослом, прически одинаковые... И даже кружева как будто одни и те же.
А может это и не дофин вовсе на заглавном портрете? Вот и трать после этого последние копейки на аукционах...
П.С
После работы коллективного разума в комментариях можно сказать вот что...
Возможен и такой вариант, что и художник и изображенный на аукционе были атрибутированы неверно. Вот такой сюрприз)
Кроме того - на меня вывалилась целая гора схожих мальчиков. И, честно говоря, вряд ли наш мальчик именно Великий дофин.
Смотрите сами.
Великого дофина запечатлели многие художники. И везде он имеет явно иные черты лица:
То есть мы видим на портретах разных художников удлиненное горбоносое лицо с одинаково уныло - туповатым выражением.
Меж тем наш сладкий мальчик имеет аккуратный носик и весь просто искрится. Совершенно иной типаж.
Кроме того - обратите внимание, Великий дофин имеет схожую со сладким мальчиком прическу уже в явно намного более взрослом возрасте.
Типаж же нашего довольного мальчика, схожий по одежде, позе и лицу тоже попадается. Но он или никак не назван:
Или проводятся параллели с нашим сладким мальчиком в одежде, но лицом мальчик как раз таки похож на Великого дофина:
Или мальчик похож лицом, но не похож нарядами (как, например, на этиом портрете, обозначенном как портрет Луи Александра де Бурбона (1678 -1737 гг.), узаконенного сына Людовика Четырнадцатого от любовницы маркизы де Монтеспан.
Или же вот.
Это портрет еще одного, любимого сына Людовика Четырнадцатого от той же дамы, который представлен фрагментом, но отлично узнаваемым фрагментом.
Это портрет, написанный художником Ноэль-Николя Койпелем (1690-1734 гг.), на котором мы видим Луи-Огюста де Бурбона, герцога Мэнского (1670-1736 гг.)
Который взрослым выглядел не менее сладенько, что видно даже на гравюре:
Но... и здесь у знающих людей есть сомнения, с которыми вы можете ознакомиться в комментариях.
Самое интересное в этой истории не это.
Самое интересное, что заглавный портрет с кривыми данными был таки продан на аукционе в Стокгольме за 20 000 шведских крон. Это 156 400 рублей по нынешнему курсу. 1942 доллара США.
Изначально за него просили 3 390 долларов, но... не мы одни умеем сомневаться, по всей видимости.
Осторожнее с аукционами!)
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.