Найти в Дзене

Бриллиант отечественного кинематографа

Елена ШАРКОВА

28 апреля 1969 года на экраны советских кинотеатров вышел новый фильм режиссёра Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука».

У названия этого культового фильма был подзаголовок, настраивавший зрителя на нужный лад
У названия этого культового фильма был подзаголовок, настраивавший зрителя на нужный лад

И сразу вошёл в историю отечественного кино и остался там навсегда. Многие поколения смотрят и пересматривают его – с привычной радостью или ностальгической улыбкой. Но тогда, в первый раз, десятки миллионов зрителей смотрели его с восторгом.

Что так повлияло на них?

Актёрский состав? Конечно, он блестящий: Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нонна Мордюкова… Какие имена, какая игра!

Сценарий? Несомненно, и он: приключенческий сюжет, весёлый, лёгкий, пародийный, пронизанный отсылками к известным кинокартинам. Уморительно смешные диалоги, мгновенно разлетевшиеся на цитаты. «Бриллиантовая рука» – возможно, единственный из отечественных фильмов, в котором почти все реплики стали афоризмами. «Наши люди в булочную на такси не ездят», «У нас управдом – друг человека», «Я не трус, но я боюсь», «Не виноватая я!», «Руссо туристо – облико морале», «Всё пропало! Гипс снимают! Клиент уезжает!», «На его месте должен был быть я», «У вас ус отклеился», «Простите – погорячился», «Зачем я соврал? А зачем он спросил?», «Береги руку, Сеня»… начинаешь перечислять, и невозможно остановиться, а ведь таких цитат не десятки – сотни.

Подействовала ли на зрителей режиссура? Безусловно. Любимые Гайдаем эксцентрические приёмы подходили для этого фильма идеально. Во время монтажа многое пришлось сокращать, но главные, шедевральные эпизоды Гайдай оставил – например, песню «Остров невезения», которая очень не понравилась худсовету. Вы только представьте – «Бриллиантовая рука» могла остаться без этого блестящего номера Миронова!

Любимые актёры, смешные диалоги, неожиданные трюки очаровывали зрителей. Но всё-таки дело не только в этом. Люди пришли в такой восторг от нового фильма, потому что он был чистой комедией. Герои не строили коммунизм, не боролись за перевыполнение плана, не обличали и не призывали – они смешили.

Говорят, Гайдай сказал жене: «Нинок, люди так тяжело живут, пусть хоть посмеются». И мы продолжаем смеяться – с благодарностью.